Был тот час, когда читать без света уже нельзя, а зажигать его еще не хочется. Дмитрий больше всего любил это время. Отодвинув ворох исписанной бумаги на край стола, к другому небрежному, лохматому вороху, Дмитрий смотрел в окно, наслаждаясь коротким покоем.
В квартире стояла тишина, которую всегда организовывала Люся. Как ей удавалось это с тремя детьми и старой бабкой, без конца шастающей по коридору, Дмитрий не знал. Но иногда удивлялся Люсиному могуществу, удивлялся на одну секунду и снова забывал о нем. О хорошем в своей жизни он редко задумывался, гораздо сильнее терзали его неудачи и разочарования.
Из чего, в сущности, состоит его жизнь?
Все люди как люди, живут спокойно, ходят на работу, говорят по телефону с друзьями, по воскресеньям водят детей в музеи. А Дмитрий не живет, нет, он только ищет, ловит, подмечает, коллекционирует образы и детали. Вот такой характер может пригодиться, какой изумительный дом, а как одет тот тип! Об этой семье нужно немедленно записать, иначе забуду...
И Дмитрий срывался с места и бросался к столу, к тетрадям, торопясь скорее, пока не исчезло впечатление, записать услышанное, облечь увиденное в слова, набросать чьи-то черты, чей-то облик...
Времени всегда не хватало, он ничего не успевал.
Сегодня он чувствовал, что устал, безумно устал после тяжелой весны, сумасшедшего лета, какой-то одуряющей работы на износ, споров, большей частью пустых, беспредметных, в издательствах и редакциях. Дотянул кое-как до осени — и все! Сейчас нужно только уехать в лес, ходить за грибами в больших и удобных резиновых сапогах, грызть яблоки, сидеть на черных от сырости пнях, курить в одиночку и ни о чем не задумываться... Убежать в Абрамцево в страшненький ветхий дом-сараюшку, доставшийся Люсе от какой-то дальней родственницы, дом, который не ремонтировали и которым никогда всерьез не занимались, потому что не хватало ни денег, ни времени, ни сил.
Но этот дом спасал Дмитрия уже не раз за последние годы, когда нужно было побыть наедине с собой, и поэтому домом этим Дмитрий дорожил, как самой лучшей своей книгой.
В сгущающейся темноте будильник осатанело отщелкивал секунды. На мгновение стало страшно одному.
Дмитрий рванул на себя дверь и закричал на всю квартиру:
— Люся!
В ответ тут же зазвучали и рассыпались смехом детские голоса, затопали маленькие ноги. К отцу летели, стараясь обогнать друг друга, Петька и Витька, похожие до удивления, вечно ссорящиеся, шумные погодки. Каждый день в их первом и втором классах происходило что-то необыкновенное и важное, о чем нужно было прямо с порога, немедленно, не раздеваясь, рассказать маме.
Люсю они буквально рвали на клочки, тянули каждый к себе, вопили, перебивали, в спешке и захлебываясь последними новостями. Как только у Люси хватало терпения и сил их выслушивать, разводить по разным комнатам, мирить и заставлять молчать, когда отец работает! Дмитрий не понимал этого никогда. На минуту-другую ему вдруг становилось жаль ее: целиком, без остатка раствориться в муже и детях — чем же жить, как чувствовать себя, как ощущать свое «я»? А Люся, похоже, этими великими идеями никогда не задавалась.
Петька и Витька одновременно подлетели к отцу, усердно толкаясь локтями, и вцепились в него: Петька — справа, Витька — слева. С раннего детства левая отцовская нога всегда была Витькина, а правая — Петькина.
Из бессвязных выкриков сыновей Дмитрий с трудом понял, что Евгеша вредная и несправедливо выгнала сегодня из класса Рябинина, что Павлова — зубрила и сидеть с ней никто не хочет (почему их заставляют?), что завтра будут читать им новую книгу и что совершенно необходимо сдать в субботу по три килограмма макулатуры каждому, иначе первый и второй классы рискуют отстать в таком важном деле.
Дмитрий остановил сыновей одной любимой фразой:
— С этим — к маме!
— А мама давно все знает! — сообщил Витька.
— А макулатура-то ведь у тебя! — сказал Петька и боком пролез в комнату, обойдя отца.
Люся стояла в дверях кухни и улыбалась.
— Ты слышала это хамское заявление? — растерянно спросил Дмитрий. — У меня, оказывается, макулатура!
— И много! — с восторгом подтвердил сын.
— Петр, немедленно выйди из комнаты! — взорвался Дмитрий. — Людмила, убери этого критикана! Откуда вообще сейчас эти дурацкие сборы? СССР вернулся? Я уезжаю в Абрамцево! Я устал!
Люся тут же ловко, без лишних слов, отправила сыновей к телевизору, посоветовав заглянуть к бабушке, и пошла собирать Дмитрия в дорогу. Он сидел на кухне — Люся рядом! — следил за ее сборами и жаловался. Без такого ежевечернего сидения Дмитрий давно не представлял своей жизни.
Хорошо зная об этом, Люся терпеливо не ложилась спать и ждала его, когда бы он ни вернулся. Потому что поздно вечером, иногда и за полночь, Дмитрию необходимо было сесть напротив Люси и неторопливо, плавно, возвращаясь к событиям, пересказать ей весь день, свои дела, удачи и неудачи, все заново вспомнить и пережить вместе с ней, и ждать с легкой тревогой и неуверенностью, как она отнесется к его рассказу. Ее мнение всегда оставалось для Дмитрия единственной точной оценкой, единственно правильным мерилом сумятицы человеческих отношений и его собственного поведения среди вечных раздоров, непонимания и суеты... Это была его «лакмусовая бумажка».
Люся сидела напротив, а он говорил, глядя в ее глаза, и никак не мог остановиться, потому что только одна Люся умела его слушать и, наверное, никто никогда не был ему так нужен, как она. И дети в том числе.
Правда, в последнее время он начал с каким-то удивлением и настороженностью присматриваться к Даше, старшей дочери. Пятнадцатилетняя Даша за полгода из девочки превратилась в непонятное, загадочное, пугающее своей суровостью и недоступностью существо.
Вытянувшаяся за одно лето, узкокостная, как иголка, изумляющая уже одной неестественной худобой, Даша несла себя осторожно, будто хрустальную, словно постоянно прислушивалась к чему-то и боялась разбить что-то хрупкое и нежное. Она смотрела вокруг с надеждой и тревогой, сама вся воплощенная надежда и трепетное ожидание... Это была новая тихая Даша,
Люся теперь часто поглядывала на дочку с чуть заметной улыбкой.
— Правда, мама, на свете больше хороших людей? — недавно допытывалась Даша у матери. — Ну, ведь правда?
В ее голосе отчего-то дрожали слезы, и от ответа зависело так много...
— Ну, конечно, — успокоила Люся. — Конечно, больше... А почему ты спрашиваешь?
— Мы спорили сегодня с девочками. Нина сказала, что это неправда, выдумки писателей, например, моего папы, что хороших на свете нет. А я не поверила. Этого не может быть! Верно, мама?
Даше недавно отвели отдельную комнату, отселив от бабки, и дочку стало совсем не видно и не слышно.
Сейчас Даша очень напоминала Дмитрию ту девочку, которой когда-то была Люся.
А сам он был какой? Смуглый, худой, носатый, длинные черные волосы по плечам — стереотипный образ поэта-романтика. Но стихами Дмитрий не увлекался, а писал тягучие очерки (они никому не нравились) и рассказы, удивлявшие взрывом неуемной фантазии. В фантазиях редакции не нуждались. Там пожимали плечами, с недоумением рассматривали Дмитрия и всегда аккуратно и вежливо возвращали рассказы.
Это было фатально. Потом появились хорошие знакомые, друзья, стали помогать, советовать, особенно Алеша Шитов, тоже очеркист. В редакции у Шитова Дмитрий и познакомился с Люсей. Болтая с Алешей, он открыл дверь и остановился.
— Не теряйся, входи! — успокоил его Алексей. — Это у нас обеденный перерыв.
В комнате играло радио, а посередине, с отрешенным лицом, кружилась в вальсе девушка, положив узкую ладонь на плечо партнера. Она не видела ни его, ни вошедших — она вообще ничего не видела. Она только слышала музыку.
Растерявшийся Дмитрий постоял немного и поторопился уйти вместе с Алешей.
— Каждый день у вас так? — поинтересовался он в коридоре.
— Только в обеденный перерыв, — уточнил Алексей.
— А почему вальс умеют танцевать? Кружок бального танца открыли?
— Никто не умел. Люська всех научила. Пришла и научила.
— А Люська — это кто? — осторожно спросил Дмитрий.
— Дочка станционного смотрителя, — четко ответил Алеша.
— Кто? — не понял Дмитрий.
— Дочка станционного смотрителя, — повторил Алеша. — У Пушкина звалась Дуней. Родилась на свет, чтобы улаживать конфликты. Всех вздорных авторов выводим на нее — действует безотказно. Вообще она у нас внештатный корреспондент в отделе искусства — информашки лепит.
Даша походила на мать, а оба парня — на Дмитрия: смуглые, черные, раскосые. «Татаро-монгольское иго», — звала их Люся.
Она зажгла на кухне свет, и Дмитрий в который раз с неудовольствием посмотрел на сделанный Люсей абажур. Абажур получился мастерским, с выдумкой, но он висел здесь немым укором Дмитрию: в доме часто не хватало денег на самые необходимые предметы, как люстры, постельное белье, шторы...
Люся не работала: куда же с такой оравой? Книги в коридоре стояли на некрашеных самодельных полках, куртки Дмитрий и Люся носили по пять-шесть лет, и еще фонарь на кухне...
— Ну, мелочи! — говорила Люся. — Митя, это настоящие пустяки!
Но Дмитрия угнетали именно пустяки.
Из кухонного крана ритмично капала вода.
— Прикрути кран, умоляю! — неожиданно крикнул Дмитрий. — Не могу слышать эту вечную монотонность!
Люся спокойно повернулась к мойке. Кран давно пора было чинить, но у Дмитрия не доходили руки.
В комнате у «татаро-монгольского ига» шел громкий, яростный спор по поводу какого-то фильма.
— Смотри, подерутся! — нервно заметил Дмитрий.
— Пускай, им полезно! — Люся складывала в большой баул хлеб и печенье. — Митя, сколько бумаги положить?
Дмитрий нехотя глянул на пачки бумаги в ее руках.
— Сколько хочешь, не знаю... Я не буду там писать... Буду грибы собирать...
Даша, высоко и напряженно держа маленькую голову, тихонько вошла в кухню и посмотрела на уличный термометр.
— Ты уходишь? — удивился Дмитрий. — Куда?
— Папа, — строго сказала дочь, — в твоем возрасте и с твоей профессией ни к чему задавать такие вопросы. Это бестактно — вмешиваться в чужую личную жизнь. Я ведь не вмешиваюсь в твою.
Люся тихо засмеялась, уткнувшись носом в пачку бумаги. Дмитрий растерялся. Он всегда был немножко тугодум.
— А почему это бестактно именно с моей профессией? — спросил он.
— Писатель — прежде всего психолог. И вообще, нечего вам смеяться надо мной! — с досадой оборвала себя дочка и ушла, еще выше подняв голову.
— Ну, надо же! — сказал Дмитрий. — Куда это она намылилась?
— Пока все только подружки, — объяснила Люся. — Один, правда, какой-то стал звонить...
— Ну да? — оживился Дмитрий. — Кто же это? Ты узнавала?
— Много узнаешь у нее, как же! Сказала, что Боря, что учатся вместе, вот и вся информация.
— Может быть, пригласить его к нам? Как ты считаешь?
— Я подумаю, — сказала Люся. — Но она вряд ли захочет.
До чего Люся всегда спокойна… И в любой ситуации умеет оставаться верной себе.
В прошлом году Дмитрий, теперь уже преуспевающий, популярный прозаик, импозантный, в очках с крупной оправой, все с такими же, по плечам, не поредевшими волосами, начал откровенно заглядываться на молоденьких девочек. А они теперь до сорока девочки, попробуй угадай, сколько им лет!
Его возвращения домой стали более поздними, вечерние рассказы — менее откровенными, и Люся, все очень быстро заметив, не сделала ни малейшей попытки что-либо изменить или хотя бы выяснить.
Дмитрию надоел привычный ритм жизни, не впервые он стал раздражаться, утомляться его однообразием, но способ сломать, нарушить однообразие был неожиданным, новым, не просто очередная поездка в Абрамцево.
Падкий на лесть, Дмитрий любил слышать восхищенный шепот поклонниц: «Ланцов, Ланцов! Это Дмитрий Ланцов, тот самый!»
Уж льстить и лицемерить эти девочки умели в совершенстве. Иначе они просто ни на что не годились бы.
Они не любили слушать и хотели только говорить: о себе ли, о книгах Дмитрия, о поэзии, прозе, философии, психологии, медицине, физике, ракетостроении, археологии — они разбирались абсолютно во всем, их эрудиция и апломб были безграничны.
Дмитрий быстро начал уставать от постоянного благоговения, почитания, заранее обдуманных и хорошо рассчитанных восторгов и мысленно все чаще и чаще возвращался к заброшенному столу с рукописями.
Кончились увлечения неожиданно: однажды вечером Дмитрий нашел Люсю плачущей. Это была большая редкость.
«Узнала...», — недовольно подумал Дмитрий.
Он искренне верил, что дома до сих пор ни о чем не подозревают.
Ничего не объясняя, Люся протянула Дмитрию газету: модные на сегодня брачные объявления.
Дмитрий ничего не понял. Почему над ними нужно плакать? Чушь какая-то!
— Это же горе, Митя, страшное, непреходящее горе — одиночество! — попыталась объясниться Люся. — Оно толкает на что угодно. Это крик отчаяния погибающих от одиночества...
Дмитрий иронически хмыкнул и задумался.
Через некоторое время в журнале появилась лучшая, просто блистательная статья Ланцова об одиноких людях, еще раз выгодно подчеркнувшая его яркие аналитические способности, умение проникнуть в глубину человеческой души, чутко угадать сложное состояние, по-настоящему сопереживать.
Люсе статья понравилась. Кто знал, сколько ее собственных мыслей и чувств было вложено в ту статью?
Никто никогда не подозревал об их с Люсей единственной, безмолвно сохраняемой годами тайне счастливой семейной жизни.
В семье Ланцовых главной была незаметная, домашняя Люся, главной всегда и во всем, даже в работе Дмитрия. Взбешенный, измотанный, возвращаясь вечерами домой и бросаясь к ней выливать гнев, боль и обиды за неудачи, он чувствовал, как его злоба и взвинченность тонут, растворяются без следа в Люсиной кротости, в ее неумении и нежелании тоже взорваться в ответ, завестись, отругать за что-нибудь, упрекнуть... Разве не в чем его упрекнуть? И кто же в действительности растворился: Люся в нем или он в Люсе? А Люська безропотно набивает на компе бесчисленные варианты его работ, таскается по магазинам, учит уроки с детьми, моет бабку и ждет вечерами Дмитрия на кухне.
Но это не все. Без Люси не было бы и Дмитрия-прозаика, Когда-то задумчивая девочка, отрешенно танцевавшая вальс вместо обеда, сказала Дмитрию, что хотела бы стать Мадленой Форестье.
— Не понял... — удивился Дмитрий. — Это как?
— Мопассан. «Милый друг», — объяснила Люся. — У меня, знаешь, нет желания писать самой, нет ни тщеславия, ни мужества, ни работоспособности, да и таланта нет, а вот идей — очень много. Я бы могла всегда что-нибудь подсказывать, советовать, темы подбрасывать... Или детали... — и она застенчиво посмотрела на Дмитрия.
Он счел это самонадеянностью, такой странной в девочке, лишенной и тени тщеславия. Но от самонадеянности Люся тоже была очень далека.
Сколько рассказов и повестей написал потом Дмитрий с Люсиной помощью, сколько строк и страниц было ею исправлено, сколько найдено сравнений, подарено характеров! И все это между прочим, легко, играючи.
Они оба честно думали, что никто, кроме них, ничего не знает о таких маленьких ерундовых подсказках.
— Мелочи! — повторяла Люся. — Митя, это настоящие пустяки!
Но это были далеко не пустяки. Люсина помощь давно не ограничивалась темами и деталями. Без нее он уже много лет назад просто исписался бы, выдохся, остался с пустыми руками, тупо думая ежедневно: о чем же писать, о чем же, о чем...
Теперь все его новые книги и переиздания переделывала и переписывала на свой лад Люся, только ее идеями и фантазией, одним ее воображением были живы эти книги, часто дохленькие, чахленькие в зародыше. И только Люся, одна только Люся умела и могла вдохнуть в них жизнь, довести до совершенства, преподнести редакторам так, что те иногда изумленно ахали.
Самостоятельно вымученные Дмитрием несколько рассказов были слабым подражанием юношескому творчеству и выглядели жалко по сравнению с тем, что выходило из-под люсиного пера.
Сознавать это было страшно.
Иногда Дмитрию становилось стыдно, обидно до боли, до отвращения к самому себе, что он так откровенно пользуется Люсиными мыслями, а сам — давно бесплоден и беспомощен.
Тогда он ненавидел ее, проклинал, хотел, чтобы она исчезла, ушла, умерла... Но эта минута быстро проходила, угасала в нагромождении дел, горечь таяла почти без осадка, и снова Дмитрий тянулся к Люсе, как тянется ребенок к материнской груди, чтобы почувствовать себя сытым, довольным, спокойным…
— Ты уедешь завтра утром, когда я буду в школе, поэтому я хочу попрощаться с тобой сейчас, — строго сказала дочь, заглянув в кухню в курточке и связанной Люсей шапке с помпоном. — Если ты будешь там писать, я тоже подкину тебе очень интересную необычную тему: напиши о себе и о маме, и о том, как она тебе во всем помогает.
И Даша исчезла. Хлопнула дверь.
Дмитрий и Люся растерянно переглянулись.
Дмитрия снова охватила ярость.
— Вот, — начал он, тут же срываясь на крик, — вот видишь, к чему это приводит?! Она ведь уже осуждает меня, судит! Ты что, не видишь?!
— Она не судит, Митя! — сказала Люся. — Она еще не умеет…
— Умеет! Прекрасно умеет! Этому не надо учиться! И если она начнет рассказывать всем о том, как я пишу — хорошая слава скоро будет у Дмитрия Ланцова!
Люсина улыбка стала неестественной.
— Это не тот характер, чтобы рассказывать... Я поговорю с ней, Митя... Я ей все объясню... — сказала Люся, опуская голову к баулу.
— Что — все?! Что тут можно объяснить?! Ты сама-то понимаешь?!
Дмитрий встал, снова сел, дернулся и умоляюще глянул на Люсю, свою единственную опору...
— Ведь это же никакое не преступление, да, Люся? Разве это может так ужасно выглядеть в чужих глазах? Если только в молодых... Что вообще называется преступлением? Преступить через что-то... Через что? Через себя... Или через тебя... Ну что ты молчишь, успокой же меня, Люся!
Тон его стал привычно-капризным, знакомым жене до последней нотки.
И она как всегда нашлась.
— Ничего особенного, Митя. Дашка, видимо, тоже хочет стать для кого-то Мадленой Форестье, — сказала Люся и спокойно улыбнулась. — А вообще-то все лучшее в литературе, наверное, замешено на чувстве вины... Надо подумать об этом, что-нибудь напишется…
У «татаро-монгольского ига» начался в комнате новый, безумный, ожесточенный спор.