Игорь ФУНТ. Разлитая печаль полей древней Брянщины…

Два слова об августовском Международном тютчевском конкурсе «Мыслящий тростник»

Ах, Овстуг!
Печаль и отрада.
Я твой безнадёжный должник.
Иного, быть может, не надо,
Чем слышать твой вещий язык…

Тютчев

*
Есть те ценности, которые являются вечными,
нерастраченными, важными для каждого из нас.

Шейкина О.М., директор усадьбы

Знаете, как побывать в XIX веке, погрузиться в мир тех ощущений, той музыки и тех поэтических аллюзий?

Очень просто, с одной стороны. С другой — если посчастливится попасть в знаменитый древний Овстуг, в усадьбу Тютчевых. Восстановленную крайне почитаемым здесь овстужским подвижником, преподавателем, общественником и поэтом Владимиром Гамолиным (1930—2003). Потратившим собственно на воссоздание тютчевских святынь всю жизнь. Начав этим заниматься в 1956 г., организовав первую тютчевскую экспозицию в маленьком школьном классе, — переросшую в дальнейшем во внушительный музейный комплекс.

А те самые счастливчики, очутившиеся в заповеднике 18 августа 2018 г., — это финалисты Международного тютчевского конкурса "Мыслящий тростник". Проводящегося на Брянщине уже в шестой раз.

И к слову, эмблема «Мыслящего тростника» не так давно стала всероссийским креативным победителем. А ценный, и главный! — приз за 1-е место — это изящный хрустальный лебедь: часть семейного герба Тютчевых. [На пруду в парке заповедника живут, доставляя радость зрителям, несколько прекрасных «тютчевских» лебедей.]

Днём ранее, по приезде участников в родные пенаты — на эти 3 чрезвычайно насыщенных конкурсно-экскурсионных дня — администрацией дома-музея Ф. Тютчева был устроен великолепный вечерний приём-концерт. Где прозвучали, естественно, стихи Фёдора Ивановича, его краткое жизнеописание, также строки Фета, проза Тургенева. Разбавленные восхитительным «поющим» голосом старинной фисгармонии. Полностью реставрированной к 215-летнему юбилею поэта: волшебные мелодии вальсов, романсов, мадригалов, полек.

Так и видятся на зеркальном паркете «мундирно»-вымуштренные Пушкин, Лермонтов, да и сам Тютчев. Грациозно вытанцовывающие сложные па — в паре с блестящими тонкими дамами: поклон, каблучок, пристук звенящих шпор... «S’il vous plaît», — «Je vous en prie». Кстати, Лев Толстой называл Пушкина, Лермонтова и Тютчева тремя «одинаково большими поэтами»... Что абсолютно верно.

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья. —

…сочиняет в это время строки танцующий прямо перед нами, зрителями, фантомный Фёдор Тютчев: «кормилец», как его благодушно величают неутомимые труженики усадьбы.

На следующий день — утренняя экскурсия по большому дому в виде театрального представления-жизнеописания, превосходно сыгранного работниками усадьбы: ст. науч. сотр. В. Шевердин, науч. сотр. Н. Дебольская, мл. науч. сотр. Н. Хомякова. Опять — стихи. Приглушённо-взволнованно звучит неподражаемый немецкий выговор супруги Нести (в исп. Н. Дебольской), — как Тютчев ласково называл Эрнестину фон Пфеффель. Знавшую, несмотря на все «закидоны» супруга по поводу женских приключений, что он принадлежит — бесконечности лирической Вселенной.

Далее по плану — награждение лауреатов и дипломантов. [1-е место в номинации «лучшее философское стихотворение» — Лана Яснова, Белгород. «Лучшее философское эссе» — Игорь Фунт, Вятка.]

Куратор конкурса М. Анашкевич (Союз российских писателей, Москва) акцентировала своё выступление на том, что особое внимание жюри уделяло людям, работающим на ниве преподавания. В честь многолетнего школьного завуча, заслуженного учителя РСФСР Владимира Гамолина, основателя музея.

И вновь — лирика… Читают лауреаты, дипломанты, гости, приехавшие на награждение. [Подробные результаты — здесь.] Читают Брянск, Москва, Орёл, Калуга. Оглашается СМС-поздравление от бывшего участника и лауреата «Тростника» Игоря Волгина.

В тот же день свежеиспечённые победители и дипломанты посетили местный краеведческий музей. Бережно хранящий память о блистательных брянских художниках Ткачёвых [кстати, ныне здравствующих, в весьма почтенном возрасте, — авт.]

Затем — поклон утраченному храму св. Параскевы, Пятницкой церкви. На месте которой управляющая музеем О. Шейкина со товарищи установили памятный знак. Ставший очередной интереснейшей экскурсионной достопримечательностью.

Третий день совпал с Яблочным Спасом (по народным поверьям), — в православной традиции наречённым Преображением Господним. Гости отметили его с утра в овстугском храме Успения Богородицы. Возведённом в 2003 г. — к 200-летию Тютчева.

Далее — экскурс в древнее городище Вщиж на Десне: Вщижское княжество. Точнее, то, что от него осталось со времён «зверских» битв с татаро-монголами.

Перед нами знаменитая «Кальница» (территория расселения славян, — авт.) с 10-ю курганами, нерукотворной семиствольной берёзой-невестой, изящной памятной стелой.

Исполинский валун с выбитыми на нём стихами Тютчева, созданными им прямо здесь, на этом месте во Вщиже:

От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь...

Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят, — и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.—

…Написано на камне.

Это и огромного размера в рост-полтора полукруглые кресты, над происхождением которых до сих пор идёт неутихающая научная полемика.

Это и печальная беда нашего времени — новомодно-крикливые коттеджные поселения по периметру древних памятников-городищ. Никем не разрешённые, ни за кем не закреплённые, — но, тем не менее, интенсивно продолжающиеся строиться. Тем самым приватизируя даже берега Десны, захватывая и подминая под себя драгоценные пласты земли — с нашей с вами, дорогие господа, историей. Увы, зримо исчезающей прямо из-под ног…

В свою очередь, Усадьба живёт, дышит крайне насыщенным бытием. Сразу за конкурсом — приезжает есенинская экспозиция из рязанского Константинова. Затем — нагрянут шумные потомки Тютчева на ежегодные поэтические посиделки. Вслед — научная конференция музейщиков. И далее, далее… без остановки: Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), День освобождения Брянска, совмещённый с Днём города (17 сентября): святой день для каждого брянчанина, или брянца, — как обычно пишут областные СМИ.

Что, в общем-то, навевает хорошие добрые мысли насчёт нерастраченных, очень важных для нас духовных вечных ценностей. Так тщательно и бережно хранимых и пропагандируемых Усадьбой, её работниками и её директором — настоящей русской красавицей Оксаной Михайловной Шейкиной (Славянской).

Которую мы и благодарим за отлично организованные и тепло проведённые тютчевские дни.

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

Интервью Ирины Азаровой (брянская ВГТРК) с куратором и победителями.

Организационный комитет и жюри Конкурса

Оргкомитет:

Первый секретарь Правления Союза российских писателей ВАСИЛЕНКО С.В. (г. Москва). Директор Государственного историко-литературного музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг» ШЕЙКИНА О.М. (с. Овстуг, Брянская область). Куратор конкурса Анашкевич М.А.

Учредители Международной литературной тютчевской премии «Мыслящий тростник»:

Общероссийская общественная организация «Союз российских писателей». Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг».

Жюри:

Председатель жюри: Светлана Василенко (Москва).
Члены жюри: Ольга Харламова (Москва), Анатолий Аврутин (Беларусь, Минск), Анна Гедымин (Москва), Павел Гусев (Пенза), Владимир Кантор (Москва), Валентина Кизило (Санкт-Петербург), Андрей Коровин (Москва), Ольга Кузьмичева-Дробышевская (Набережные Челны), Марина Кулакова (Нижний Новгород), Виктор Пеленягрэ (Москва), Евгений Потупов (Брянск), Галина Умывакина (Воронеж), Сергей Фаустов (Вологда).

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2018

Выпуск: 

8