В один из обычных и ничем не примечательных дней, мне вдруг захотелось стать романтичнее. За окном светило солнце, и я начала размышлять о любви и естественном круговороте в мире. Вероятно, так случилось, потому что в тот самый период жизни мне пришлось столкнуться с оперой «Волшебная флейта».
Никогда не воспринимала сюжет этой оперы как борьбу добра и зла. На мой взгляд, рассматривая иерархичность бытия через периодичное вращение двух противоборствующих сил, можно найти ту самую гениальную драматургию в этой несомненно символической музыке.
Изучив оперу глубже, мне пришла в голову мысль «а не существует ли вся эта цикличность только для того, чтобы возрождать и приводить к наивысшей точке развитие маленького человека?»
Интерес мгновенно пал на Папагено. Этот персонаж считается далеко не главным, но по сути своей только он существует в опере как самый человечный и самый настоящий.
Человек-птица. Если задуматься, не является ли он олицетворением обыкновенного романтика, чьи крылья всегда раскрыты для новых жизненных полетов?
История Папагено — это история об изменениях человека в процессе взаимодействия с окружающим миром, который выходит за рамки его крохотного места обитания. В таком небольшом пространстве и зарождается маленький человек. Осознав своё предназначение, он не стремится утруждать себя чем-то более значимым, не смотря на изобилие возможностей. Эти возможности пригодятся потом, когда силы противодействия попытаются вытащить маленького человека из его замкнутого мира. Он как бы живет в своем лесу, где знает каждый уголок, чувствуя себя вполне комфортно и замечательно. Не претендуя на большее, чем у него есть, жизнь маленького человека становится однообразной.
Папагено ловит птиц для вышестоящих господ, удовлетворяя их потребности, а взамен получает все необходимые блага. Но он ещё не знает, что сам подобен птице. Маленький человек всегда мечтает о большой любви, надеясь быть окрылённым ею и испытывать неземные удовольствия. Пока это существо живёт в своем глухом лесу, любовь для него недосягаемая мечта, которую он лелеет как красивую картинку в подарочной рамке. Отлавливая тех, кто уже окрылен, Папагено не осознает, что подсознательно сажает в клетку естественных учителей, которые наглядно показывают, как можно жить, имея крылья.
Маленький человек существует в собственной клетке до тех пор, пока ситуация не заставит его оттуда убежать. Руководствуясь своей экзистенциальной природой ценностей, в конце концов, ему придётся покинуть её. А взглянув на мир чуть шире, мгновенно появится необходимость расти вместе с этим миром. Папагено не привык к новым жизненным сложностям и страдает от этого. Постепенно приспосабливаясь к необычной среде обитания, он начинает хотеть большего. Самое важное для роста маленького человека — это любовь. Как только он решается её обрести, то начинаются поиски не только снаружи, но и внутри себя. Каждый незначительный шаг вперёд становится трудно преодолимой ступенью для маленького человека.
Приобретая как друзей, так и врагов, он получает способность мыслить разносторонне. Имея неимоверное терпение, маленькому человеку всегда будет немного жалко себя. А самым большим препятствием на его пути станет ожидание. Этому Папагено и должен научиться.
Ни зло, ни добро не могут быть однозначными. В любом чёрном пятне можно разглядеть белые проблески, а на белой скатерти зиждятся крохотные чёрные точки. Подсознательно он это прекрасно понимает. Именно поэтому занимает нейтральную позицию по отношению к противоборствующим силам, в роли которых выступают властная Царица Ночи и представитель благой веры Зарастро. Умение пользоваться их конфликтом, помогает достичь Папагено собственного внутреннего роста.
Конфликт опять же заключается в своевременной передаче эстафетной палочки той или иной властвующей стороне. Также, как ночь не может существовать без дня, добро и зло связаны крепкими узами. Несмотря на то, что противоположные силы всегда стараются перетянуть одеяло на себя, они притягиваются друг к другу с бешеной скоростью, образуя стыки цикличности. Время от времени маленький человек попадает в это накалённое пространство. Там он проходит школу жизни, прежде, чем получить свою главную награду.
Папагено достаточно уважительно относится к обеим сторонам, стремясь между тем к своей цели. Страх часто заставляет его совершать правильные поступки. Маленький человек не верит в божества, он знает, что их нет. Для него теперь существует только одно божество под названием любовь. Только она сделает из него большого человека.
С той минуты, когда сознание начинает меняться, а животные ценности заменяются моральными, маленький человек Папагено постепенно растёт и к финальной точке приходит уже абсолютно сформированной высоконравственной личностью.
В этот момент он наконец-то встречает свою любовь и переходит к новой стадии роста, конечной целью которой является рождение большого человека.
Возможно, я ошибаюсь, но история такого индивида просочилась в оперу «Волшебная флейта» и уже несколько веков живёт там, вызывая бурный успех.