Фестивальный дизайн художника Юлии Накошной
Новый хореографический проект, театральный эксперимент, креативное празднество, охватывающее пространство от сцены до скверика перед зданием театра – все это состоялось 24 июня 2017 в театре АпАРТе на Таганке и носило название «Фестивальный проект «Проба N», вечер современной хореографии, вечер первый. Идея создания такого фестиваля принадлежала хореографам contemporary dance Александру Могилеву и Антонине Красновой, пользующимся вниманием публики, художникам со своим неповторимым видением сценических постановок и узнаваемой стилистикой. Вместе с Алисой Чеботаревой, менеджером социальных проектов, танцовщицей с огромным багажом побед за плечами, они вошли в дирекцию многообещающего фестивального проекта «Проба N».
Татьяна Сидоренко, "Ева"
Если движение пришло в пространство, то и пространство пришло в движение. Творческая группа Александра Могилева перед
началом сценического выступления сочиняла новое пространство вокруг театра, предлагая свое – в мусическом духе – переосмысление, вовлекая собирающихся зрителей этюдами и сменой хореографического рисунка во взаимодействие с движением и танцем. Параллельно разворачивались перфомансы харизматичной Евгении Андриановой (участницы многих танцевальных проектов), всегда наполняющие энергией или предлагающие иной взгляд на привычное. С воодушевлением был принят публикой перфоманс «ГардеПроб» при участии Евгении Андриановой и Резеды Кучкаровой, посвященный открытию фестиваля.
Под стать духу динамичности и изобретательности фестивального вечера оказались дизайн и оформление буклетов и открыток, посвященных фестивалю «Проба N», художника Юлии Накошной и «десертный проект» Катерины Вкусноделкиной.
Евгения Долгалева, Павел Жуков, "Удерживая тишину"
Программу выступлений открыла солистка Мастерской современной хореографии Антонины Красновой Евгения Долгалева с оммажем Пине Бауш, музыкальными и движенческими реминисценциями из великолепного «Мойщика окон».
Солист Мастерской современной хореографии Антонины Красновой Павел Жуков исполнил номер «Слова, слова, слова…» - хореография Антонины Красновой, в котором раскрылись ноты особенной исполнительской элегантности актера, сумевшего преподнести хрупкую графичность мира, угадывающуюся под слоем красок и суеты.
Много интересных находок и эстетического удовольствия ожидало зрителей в постановках «Черная соль» - хореография и исполнение Ольги Тимошенко и Алексея Нарутто, «Ева» - хореография и исполнение Татьяны Сидоренко, «Когда земля просыпается» - хореография Антонины Красновой, исполнение Алены Чудаковой, Елизаветы Можеговой, МраныВоуба, Татьяны Сидоренко, «Паразит» - хореография Даниила Благова, исполнение Валерии Журавлевой и Даниила Благова.
Валерия Журавлева, Даниил Благов, "Паразит"
На особый лад настраивали зрителя хореографические миниатюры Антонины Красновой «Удерживая тишину» и «Соло для троих». «Двигаясь в зыбком пространстве, танцоры выстраивают свою вертикаль. Существуя как бы на стыке двух стихий, воздуха и воды, их танец постепенно обретает почву под ногами», - было указанно в аннотации к композиции «Удерживая тишину». Исполнители Евгения Долгалева и Павел Жуков, филигранно передавая каждое движение, позволяли ощутить экзистенциальное переживание краха и возрождения в каждом эпизоде.
«Соло для троих» в исполнении Алены Чудаковой, Елизаветы Мажеговой, Василисы Пивоваровой напомнило о «вечных» сюжетах возвышенной страсти, терзаний ревности и убийственной пустоты расставания, отсылая к истории отношений Пабло Пикассо и Ольги Хохловой.
Алена Чудакова, Елизавета Мажегова, Василиса Пивоварова, "Соло для троих"
Запоминающимся стал спектакль «Memoriae» в хореографической постановке и исполнении Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского. В показанном фрагменте рождался целый вихрь мыслеобразов - от неуправляемой разъедающей повседневности до иррациональной силы личности, от гибели в беспамятстве дробящейся души до мощного потока творческой энергии, порожденной хаосом. Фрагмент заставил вспомнить «Да-манифест» (1914) Ильи Зданевича, где отрицание и утверждение исполняют причудливый танец потенциала творческих сил.
Софья Гайдукова, Константин Матулевский, "Memoriae"
Моноспектакль «Авторская исповедь. Гоголь», - хореография и исполнение Александра Могилева, художественное оформление Вадима Миргородского, - чтобы избежать громких слов, можно назвать совершенным. «…И если всяк человек подвержен этим необходимым переменам при переходе из возраста в возраст, почему же один писатель должен быть исключением? Разве писатель также не человек? Я не совращался со своего пути, я шел тою же дорогою. Предмет у меня был всегда один и тот же: предмет у меня был – жизнь, а не что другое. Жизнь я преследовал в ее действительности, а не в мечтах воображения, и пришел к тому, Кто есть источник жизни», - эти гоголевские строки предваряют спектакль. Танец превращается в исповедальное слово, живая линия рисунка – в хореографическое движение, а зритель – волей-неволей – в Гоголя, в вопрошающего и исполняющего приговор самому себе. Сила воздействия спектакля оказывается в достижении зрительского отрешения от себя привычного и обретении некоего другого качества, пусть на время.
Александр Могилев, "Авторская исповедь. Гоголь"
По словам организаторов фестивального проекта «Проба N» - «современная хореография – многогранный вид искусства, развитие и ценность которого в России остаются во многом незаметными». Такое мнение перекликается и с интуитивным зрительским ощущением, и с высказываниями и замечаниями танцевальных критиков.
Подобным взглядом поделился Владимир Васильев на Международном Платоновском фестивале: «… очень часто я слышу с разных сторон, что в области классики мы по-прежнему в первых рядах, а в современном танце отстали от окружающего мира. Поэтому усиленно ищем по всему миру хореографов, забывая о своих талантливых и ждущих зрителя балетмейстерах. Мне представляется, что гораздо правильнее развивать современное направление танца через поиск и поощрение хореографов здесь». Действительно, в масштабных хореографических проектах стали привычны, как вид из окна, замечательные Начо Дуато, Иржи Килиан, Йорма Эло и многие другие.
Расширение спектра творческих задач, поиск новой органичности высказывания – то, с чем предстоит работать хореографам и исполнителям на площадках фестиваля «Проба N», созданного для поддержки и развития современной хореографии. Название фестивального проекта аккумулировало целый букет смыслов. «Проба N» - это и высшая проба, и танцевальный номер, и репетиция, и попытка, а значит, зритель вправе ожидать и дебютных работ молодых хореографов, и новых спектаклей известных мастеров.