Само задание «Конёк-Горбунок как зеркало русской …» сформулировано так, что слово «революция» уже существует в нём. Название – ловушка.
В России любой объект, любое понятие будет зеркалом русской революции. С лёгкой руки известнейшего автора XX века, открыл этот перечень «зеркал русской революции» Лев Толстой, но далеко не исчерпал его собой.
Почти во всякой сказке речь идёт о переделе мира, перераспределении имеющегося, что сопряжено с трудностями, сопровождается борьбой с применением неблаговидных методов, омыто кровью, завуалировано чудесами, обосновывается абсурдом.
«Конёк-Горбунок» полностью соответствует данному описанию, то есть, эта сказка может быть прочитана и проанализирована через сходство с другими аналогичными сказками. Их множество, но главенствующее общее заключается в том, что в основе их лежит ситуация цареубийства.
В.И.Ленин, написавший работу «Лев Толстой, как зеркало русской революции», хорошо знал русские сказки, в том числе «Конька-Горбунка», и, не ограничиваясь литературным творчеством, одну реализовал на деле. Он учёл, что сказки имеют разный масштаб охватываемых ими пределов, - от землянки до тридевятого царства, тридесятого государства, - и со всем богатырским размахом воплотил сказку в жизнь в мировом масштабе.
Пётр Павлович Ершов знать не знал, чем обернётся для России феноменальная усидчивость Ленина при чтении сказок. Но формула «Конька-Горбунка» на удивление точно спрогнозировала будущее.
Действие начинается в крестьянской избе среди ленивых и вороватых мужиков, худо-бедно сводящих концы с концами. Очевидно, что крестьяне безграмотные, а младший - общепризнанный дурак даже среди них. Складывается безнадёжная картина крестьянской жизни, где каждая невзгода ставит под вопрос дальнейшее существование.
Там, где ленивые стараются уклониться, надежда только на бодрого и неленивого дурака. Иван, когда приходит его очередь дежурить, подстерегает и побеждает-таки вора (волшебную кобылицу), хотя и шокирующими методами (держится за хвост, сидя задом наперёд).
Победа окрыляет дурака. Тут очень своевременно аллегорией окрылённости на сцену выходит Конёк-Горбунок – чистый интеллект, личность, существо высшего порядка. Рядом с ним его холёные родные братья-кони – обычная скотина, а хозяин Иван по-прежнему дурак.
Самому Ивану ничего не нужно. Но обстановка, сложившаяся в царстве, вовлекает его в лихие события, подталкивает к действию. А Конёк-Горбунок, явно имеющий некий, до поры не оглашаемый, план, выступает идеологом и организатором этих действий, загребая жар руками послушного недотёпы-Ивана. При идеологической поддержке Конька-Горбунка Ивану нет равных в изобретательности, быстроте, хитрости. Ума не прибавилось, но пробел восполняется слепой убеждённостью в своей правоте, в своих молодых силах, в удачливости, в верности друга-Конька.
Конёк-Горбунок – «серая лошадка» - мелкий, неприглядный, не привлекающий к себе внимания, легко проникает незамеченным в самые заповедные места, он всё уже разведал, разнюхал. Задуманная им программа осуществляется почти без препятствий, сопротивление царского спальника сломлено. Вот уже Иван – приближённое лицо царя, входит в доверие, точно выполняя советы Конька, который ловко организовывает дерзкие и успешные налёты по захвату то пленных, то сокровищ соседних царств. И всё это якобы исключительно в интересах официальной власти, которой исправно служит Иван.
Иван – необходимейший материал для Конька, используя который, тот движется к задуманному. Конёк по факту – политик, революционный вождь, последовательно ведущий покладистого товарища к намеченной цели – низвержению власти и захвату трона. Иван – просто исполнитель. Отсутствие у него ума, как почвы для произрастания сомнений, бесценно.
Царь принародно казнён. Дурак женится и становится царём. Далее о Коньке-Горбунке ни слова. Он уходит в тень, но едва ли на этом месте заканчивается его роль верного советчика. Для него всё только начинается. Но это уже другая сказка, сказка нового времени - «Конёк-Горбунок-2».
Нужны ли ещё доводы и обоснования к предложенному определению «Конёк-Горбунок как зеркало русской революции»? Разве что вслушаемся в дыхание современников, откроем их книги, и теперь уж без всякого удивления прочтём: «Мы отравлены странною русскою литературой, где летят в небесах на горбатых конях дураки…»
Эссе-победитель на конкурс к двухсотлетию Петра Ершова 2015.
Организаторы: Лайвлиб и ГодЛитературыРФ