В Москве с 5 по 12 октября 2016 года прошла 3-я "Трубецкая философская седмица", организованная Образовательным фондом им. братьев Трубецких. "Седмица" задумана как актуализация живой и деятельной памяти о наследии философов – Сергея Николаевича и Евгения Николаевича Трубецких.
Такая неделя лекций и семинаров, встреч, обсуждений и экскурсий, связанных со значимыми для русской философии местами, проводится с 2014 года и стала еще одной формой позитивного выражения насущных религиозно-философских исканий.
За 10 лет своего существования Фонд Трубецких способствовал восстановлению внутренней связи современной интеллектуальной жизни с духовным наследием русской философии Серебряного века. Был переиздан ряд философских трудов Сергея Николаевича и Евгения Николаевича Трубецких, вышли научные биографии: «Князь С.Н. Трубецкой. Жизнь и философия», М.; Синаксис, 2011, написанная историком русской философии, доктором философских наук О. Т. Ермишиным, и «Князь Е.Н. Трубецкой. Жизненный и творческий путь», М.; Синаксис, 2010, подготовленная философом С. М. Половинкиным. Также была издана биография выдающегося лингвиста, философа и общественного деятеля Николая Сергеевича Трубецкого, автором которой стала исследователь русской философии К.Б. Ермишина: «Князь Н.С.Трубецкой. Жизнь и труды», М.; Синаксис, 2015.
С работой Фонда связан новый этап осмысления жизни, творчества и духовного служения выдающихся деятелей русской эмиграции – православного богослова, патролога, архимандрита Киприана (Керна); богослова, поэта, архиепископа Иоанна Шаховского – Фонд выступил инициатором и активным участником подготовки и проведения ряда международных конференций, посвященных изучению наследия мыслителей. Конференции, посвященные архиепископу Иоанну Шаховскому «Поэт Странник. Архиепископ Иоанн. Князь Шаховской», и архиепископу Киприану «Архимандрит Киприан (Керн) и его время», проводились в России впервые, что позволяет говорить о расширении проблемного поля и исторического контекста актуальной религиозно-философской мысли.
"Философские седмицы" продолжают деятельность Фонда по бережному сохранению наследия Сергея и Евгения Трубецких, открытию новых граней в осмыслении их работ - в области истории философии, теории права, гносеологии и философской проблематики сознания. Вслед за юбилейными конференциями: «С.Н.Трубецкой: Логос гуманитарного знания. К 150-летию со дня рождения» (2012) и «Смысл жизни князя Евгения Николаевича» (2013) были проведены круглые столы, лекции и семинары.
В рамках нынешней "седмицы" состоялась лекция иер. Георгия Белькинда «Князь Е. Трубецкой в Италии», семинар по философии права «Б.Чичерин и Е. Трубецкой», лекция-экскурсия Алексея Козырева «Вл. Соловьев и братья Трубецкие», презентация «Трубецкие и Толстые» в Ясной Поляне, конференция «Критика теократии в работах Е. Трубецкого».
3-я "трубецкая философская седмица" была открыта в Итальянском Институте Культуры лекцией по обновленной информации из архивных материалов - «Князь Е. Трубецкой в Италии». Во вступительном слове атташе по культуре Посольства Италии синьор Джованни А. А. Десантис подчеркнул значимость наследия братьев Сергея и Евгения Трубецких не только в России, рассказал о своей увлеченности трудами Вл. Соловьева, С. Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких. Рассуждая о работе Евгения Трубецкого «Смысл жизни», Джованни А.А. Десантис произнес удивительно точные слова, характеризуя прочтение как «узнавание себя в том, что говорит Е. Трубецкой» при возвращении к тексту «Смысла жизни». Участниками обсуждения была отмечена и нынешняя актуальность исторических трудов Евгения Трубецкого в среде итальянских медиевистов, в частности его работа «Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI веке. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов - его современников».
В.С. Соловьёв, С.Н. Трубецкой, Н.Я. Грот и Л.М. Лопатин. 1893
География "седмицы" оказалась обширна: от Рима и Капри, где Евгений Трубецкой побывал по следам Владимира Соловьева, до Ясной Поляны и - некогда подмосковного - имения князей Трубецких Узкое. Москва в Арбатских переулках словно оживала беседами и спорами Вл. Соловьева, Льва Лопатина и Евгения Трубецкого, атмосферой деятельности издательства «Путь», литературно-музыкального салона Маргариты Морозовой, заботой Сергея Трубецкого о создании студенческого историко-филологического общества при Московском университете, действиями по созданию Московского религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. На этом фоне неизбежно проступали и утраты - духовные пустоты городского пространства – в частности, варварски снесенный дом на Остоженке, в котором родился Вл. Соловьев, разрушенная церковь Воскресения Словущего на Остоженке, где Вл. Соловьева крестили. По-прежнему вызывает удивление и отсутствие памятника или мемориальной инсталляции, посвященной Вл. Соловьеву, особенно на фоне растущего интереса к наследию философа не только в России, но и за рубежом.
В.В. Розанов, описывая период возникновения Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге (1901-1903), говорил: «Была очень счастливая пора, по настроению, по взаимному всех ко всем доверию…» Этими же словами можно охарактеризовать атмосферу "трубецких философских седмиц", которые - кроме неоспоримой научной ценности - содержат элементы удивительного настроения открытости, духовного поиска и творческого воодушевления.