Новая книжная серия издательства Арт Волхонка «Истории для театра» открывается книгой «Жемчужина Адальмины» (Арт Волхонка, 2016), воплотившей интересную идею эмоциональной и культурной ретроспективы – от спектакля к литературному произведению – и ставшей своеобразными подмостками для премьерного показа эскизов костюмов и декораций А. Веснина, художника и архитектора-конструктивиста, созданных к одноименному спектаклю 1921 года, выступающих в книге в роли иллюстраций.
Текст как артефакт, – становящийся таковым благодаря своему существованию в концептуальном пространстве, и артефакт как текст, в данном случае, как текст об истории и особенностях времени, даны в правильных пропорциях, так что один из конструктивистских принципов сочетания функционального и эстетического начал оказывается запечатлен самим построением книги.
Сюжетообразующие элементы этого уникально выстроенного проекта – сказка Захариаса Топелиуса «Жемчужина Адальмины» в обработке Александры Любарской (чье волшебное превращение в О. А. Любарскую, вероятно, требует волшебного превращения обратно); постановка «Жемчужины Адальмины» в детском театре Наталии Сац режиссером Николаем Волконским и открытие театра; эскизы декораций и костюмов Александра Веснина к спектаклю; пьеса-интерпретация «Жемчужина Адальмины» Ивана Новикова, по которой был поставлен спектакль.
Эскиз костюма феи
Эпохальное событие – открытие первого детского театра Наталии Сац в 1921 году – было связано с постановкой пьесы «Жемчужина Адальмины», написанной Иваном Новиковым, переработавшим одноименную сказку Захариаса Топелиуса. Наталья Сац увидела в «Жемчужине Адальмины» все компоненты, необходимые для создания яркого и запоминающегося спектакля, как следует из краткого информационного очерка Татьяны Ивановой, старшего научного сотрудника ГНИМА им. А. В.Щусева, и обратилась с просьбой к писателю Ивану Новикову «написать пьесу так, чтобы было усилено сатирическое и дидактическое начало: «Пусть эта сказка станет пьесой и говорит о правде… Безвольный, неумный царь, сонливая царица, ловкий жестокий палач – фактический правитель этого царства – станут действующими лицами пьесы».
Сразу несколько «бродячих сюжетов» соединились в сказке Захариаса Топелиуса, чтобы проявиться сквозь фильтр советского времени идеей всеобщего благоденствия и доброделания. Построенная в духе воспевания позолоченной революции, где вкусив «свободы от», танцуют все, пьеса Ивана Новикова сделана хватко, профессионально, увлекательно, в русле доминирующих воспитательных тенденций того времени. Главное, добро торжествует, воссоединяясь со зрелищностью, в данном случае, по-настоящему интересной.
А.Веснин. Фото А.Родченко. 1924 г.
Эскизы костюмов и декораций к сценам из спектакля, выполненные Александром Весниным, становятся в книге иллюстрациями к тексту самой сказки, оживляют восприятие и завораживают, заставляют задуматься, добавляют неожиданные измерения тексту сказки, открывают неведомые тропинки в привычном, сложившемся представлении о ней. Период создания декораций и костюмов к постановке «Жемчужины Адальмины» был временем обращения Александра Веснина к искусству театра, временем творческого поиска, началом сотрудничества с Мейерхольдом и Таировым.
В дальнейшем Александр Веснин стал одной из ключевых фигур новой сценографии: «Можно сказать, что во всех театральных работах А. А. Веснина заметна скрытая борьба архитектора и художника <...>, победу одерживала архитектурная логика в построении сценического пространства и костюма» («Театр в эпоху конструктивизма»), «Это было время первого и бурного подъема молодой художественной культуры. В поэзии – Маяковский, в музыке – Прокофьев, в театре – Мейерхольд и Таиров. И рядом с ними, в театральной декорации и театральном костюме – Веснин. Веснин нашел себя в театре» (М. В. Алпатов). Действительно, даже иллюстрации к одному спектаклю, впервые представленные читателям в книге «Жемчужина Адальмины», позволяют увидеть, насколько удавалось Александру Веснину передавать «чувство действенной стихии театра», говоря словами Таирова.
Эскиз декорации хижины в лесу
Ожившие в книге, ставшие иллюстрациями эскизы декораций и костюмов, оказываются созвучны не только определенному времени, этапу русского искусства, но и прекрасно передают некоторые черты скандинавского христианского мироощущения, присутствующего и в произведениях Топелиуса. Растерянность и бунтарский дух, тревожность и личностное волевое начало словно выписаны дробящимися плоскостями, остроугольными осколками цвета, ритмом диагонали и статичными каркасными линиями.
Информационный очерк, содержащий важные и интересные сведения из жизни Захариаса Топелиуса, Александра Веснина и Наталии Сац, написанный Татьяной Викторовной Ивановой, является своего рода рациональным компонентом, опорой, несущей конструкцией удивительного архитектурного замысла издательского коллектива Арт Волхонки. Сказка обнаруживается и проживается на разных уровнях: вербальном, визуальном, акционном, предстает перед нами в своих различных интерпретациях, приоткрывает своими превращениями страницы истории театрального искусства, живописи, литературы.
Эскиз афиши спектакля "жемчужина Адальмины"
Подходить к прочтению книги можно, и даже целесообразно, с самой разной оптикой – книга столь же информативна и познавательна, сколь увлекательна и красочна, можно прочесть сказку или совершить исторический экскурс. Как и другие книги тематических серий издательства Арт Волхонка, «Жемчужина Адальмины» подходит для семейного чтения, есть возможность даже вспомнить старинные посиделки с чтением по ролям. Самые маленькие читатели без труда найдут общий язык с чистотой линии и цвета представленных иллюстраций, с магически удвоенным числом королей, принцев и принцесс.
Хочется увидеть следующие книги из серии «Истории для театра», созданные коллективом издательства Арт Волхонка, и согласиться с критиком Дмитрием Гасиным в том, что «издательство Арт Волхонка делает чудеса, осуществляя поиск вариантов для идеального существования культурных объектов».