Ирина ГУРСКАЯ. Арт-Волхонка: новые книги для детей

    

Арт-Волхонка: новые книги для детей. «Рассказы толстого мальчика», А. Блинов. «Капля», Н. Коваленкова.

Завершился II Всероссийский фестиваль детской книги, проходивший в Москве в начале ноября. Отгремел праздником, деловыми и дружескими встречами, читательскими восторгами и схлынул, оставив на литорали множество живых существ и несметные морские сокровища. К их числу относятся книги «Рассказы толстого мальчика» Александра Блинова и «Капля» Насти Коваленковой, вышедшие совсем недавно в издательстве «Арт Волхонка» и представленные на презентациях в рамках фестиваля.

Образ литорали неслучаен и отсылает к статье Ю.Нечипоренко «Встретимся на литорали», отмечающей  важные грани современной детской литературы. «…Ребёнок в писателе говорит с ребёнком в читателе. Если вдуматься, то станет ясно, насколько размыта эта граница: детство с его спонтанностью и неопределённостью можно уподобить морю, взрослость с её ответственностью и сформированностью – суше.

Однако и на суше есть вода…Детский писатель встречает своего читателя на литорали, в той полосе прибоя, которая соединяет сушу и море», - говорится в ней.  Угадывание меры «детского» и «взрослого» в художественном тексте и особенности восприятия такого текста позволяют увидеть произведение для детей под новым углом зрения. Фиксация опыта, переосмысленного  взрослым, проведенная через вновь найденного и услышанного в себе ребенка, стала устойчивой тенденцией. Благодаря смещению взгляда на соотношение «детского» и «взрослого» в новой детской литературе возникает и более подвижное взаимодействие «дневниковой» и «занимательной» истории.

«Рассказы толстого мальчика» Александра Блинова как раз и расположились на перекрестье детского и взрослого, исповедального и приключенческого. Ироничные и серьезные, грустные и задорные истории, словно в каждом рассказе живет лазерный луч, пробегающий от точки возникновения детской эмоции  к точке написания и обратно, и высвечивающий, разумеется, важное, главное, личное, забытое-незабытое.

Вот, в рассказе «Взрослые» автор просто и точно формулирует самые сокровенные мысли: «В детстве я был гораздо умнее. Чем сейчас. Дураку ясно. В детстве я твердо знал: эти взрослые – специальные люди. Они не рождаются, как мы, дети. А берутся откуда-то сразу, готовые! Такие, как есть!» И каждый вспоминает себя таким.

Целая коллекция детских страхов раскрывается читателю в  рассказе «Белый мохнатый кролик». «Волосатый Крючок – сидел под кроватью. Черный Страх – стоял за китайской ширмой в коридоре. Страх Стула – притворялся одеждой на спинке». А еще – Белый Мохнатый Кролик, Злая Кукла без Головы, Живые Красные Колготки-Душегубы, Ноги за Занавеской,  Кровавая Подушка. Кто-то с улыбкой вспомнит свои страхи, а кто-то еще успеет побояться новых Страхов, проникнуться их затаенной жизнью, грозящей неминуемыми опасностями.

Есть в «Рассказах толстого мальчика» и другие страхи, вызванные самой непосредственной действительностью, живущие ровно посредине между взрослыми установлениями и попытками ребенка их постичь. Это и непонятный «мертвяк» посреди площади, когда-то числившийся в дедушках, и незашнуровывающиеся ботинки фабрики «Скороход», «жесткие и для мучений», и турникеты в метро, в внутри которых живут монстры: «Турникет приближался неумолимо, как наша классная… - А теперь… к турникету… идет… Блинов!» Реалии ушедшей эпохи, иногда возникающие из страха, иногда из недоразумения, даются в формате очень точной недоговоренности. 

Наивное детское незнание и умудренное взрослое молчание в принятии существующего порядка вещей создают тонкую вязь преемственности в преданности, восхищении, теплых чувствах между ребенком и, словно все время уходящими, - и все время присутствующими, - бабушками, дедами и любимой прабабушкой -  «Миусское», «Прабабка Кика», «Дед Петр».  Елисеевская кондитерская и флигели сменяются «другими временами», когда «все куда-то подевалось. И жена деда Петра, дородная Прасковья Гавриловна, и его сестра Клавдия, и две дочери Петра Кузьмича, близняшки Анна и Антонина. Как и не было…» Снова недоговоренность и верный акцент позволяют враз увидеть целую эпоху. Рассказы Александра Блинова, воссоздающие время  с помощью детского взгляда на мир, позволяют вспомнить повесть  Эриха Кестнера «Когда я был маленьким».

Если кто-то грустит о своих детских несчастиях и старается их забыть, то автор «Рассказов толстого мальчика» не позволит этого сделать. Его воспоминания, усиленные фантазией,  детальны, четки, бескомпромиссны, как в рассказе «Буратино».  Но доля жестокости  и неумолимости в изображении самых важных событий порождает новые смыслы в отношениях с окружающим миром.

Незабываемые школьные истории,  морские приключения, курьезное изображение отношения родителей к происходящему – по формуле «Я получил замечание. Папа пришел в восторг, А мама в отчаяние» (Олег Григорьев) – вызывают в памяти эпизоды прозы Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Алешковского с его  «Кыш, Двапортфеля и целая неделя». Но проза Александра Блинова другая, отдельная. Уже в самом названии заложен код погружения в тайны собственной души, словно тайный ход, некогда, в детстве, известный. «Рассказы толстого мальчика»  -  то ли посмеяться, то ли посочувствовать? И что вообще делать с такой доверительностью? Так книга начинает жить. И ответ, разумеется, приходит.

Самые маленькие читатели получили новую авторскую сказку – книгу «Капля» Насти Коваленковой. Тонкое, поэтичное повествование ведет вслед за «прозрачной веселой» Каплей, чья жизнь превращается в путешествие. Путешествие определяется законами природы, поэтому книга носит и познавательный  характер. Где только не доводится побывать Капле, что узнать, какие обличья сменить, побыть и снежинкой, и цветком. Оказывается, люди не всегда рады каплям, а осень «совсем не грустная, даже наоборот - красивая». Поневоле начинаешь переживать за Каплю, чтобы рачительная хозяйка не сварила ее в супе.

Но автор оберегает Каплю, и даже знакомит со Сказочником в конце повествования, изящно закольцовывая повествование. И наверняка, прочитав книгу ребенку, можно задумчиво повторить вслед за Каплей : «Но это я теперь снежинка. А раньше была каплей… А еще я была туманом, и водой в ведре, и ручьем, и радугой, и ливнем…». Или всмотреться и представить, как «в океане плавали рыбы и слушали, как идет дождь».

Отдельного внимания заслуживает экспрессивное и выразительное оформление книги «Рассказы толстого мальчика»  художником О. Золотухиной и авторские рисунки Н. Коваленковой к книге «Капля».

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2015

Выпуск: 

11