Завершились предпремьерные показы фильма «Училка», который выйдет в общероссийский прокат 26 ноября 2015 года. Фильм уже снискал славу скандального, противоречивого, громкого события, вызывая неоднозначные отклики критиков и оппонентов, и завоевывая призы на фестивалях – 23-м Фестивале российского кино «Окно в Европу», 8-м Всероссийском кинофестивале актеров-режиссеров «Золотой Феникс», 8-м Международном кинофестивале «Восток & Запад. Классика и авангард», 2-м кинофестивале нового российского кино «Пробуждение».
Но, как показывают предпремьерные показы, зрительское мнение остается достаточно стабильным в выражении положительных эмоций после просмотра. Педагоги и учащиеся с радостью относятся к той четкости, с которой очерчены в фильме внутренние психологические проблемы обучения и поставлены актуальные социальные вопросы, а также к той мере добра, которая вложена в фильм и осуществляется в его внутреннем развитии. Такие высказывания, как «фильм не дает ответа, как нам быть» или о «недостаточной выдержанности психологической достоверности», позволяют говорить лишь о необходимости внимательнее смотреть на экран.
Эффектная операторская работа, захватывающее начало с элементами триллера, но ни в коем случае к нему не сводящееся, уводит за собой, в дальнейшем не отпуская ни на минуту. Отголосок «Астенического синдрома» царапает, задевает и направляет восприятие в русло традиции российского кино шестидесятых-восьмидесятых, когда так называемый реализм вмещал в себя и натуралистичность, и элементы абсурда, и глубокую экзистенциальную проблематику.
Стилистика фильма не укладывается в какую-либо привычную форму. Безусловно, это драма. Но определения фарс, сказка, – прозвучавшие на предпремьерном показе, – подходят, возможно, больше всего, характеризуя фильм не со стороны занимательности, пригодности для развлечения, а с точки зрения попытки выразить стереофоничность жизни, соседство трагического и комического, трагический разлад происходящего, губительные импульсы и действия, совершаемые вразнобой, объединяемые, нейтрализуемые лишь одним, что есть всегда и в каждом – добром.
Доминантой построения оказывается действие, разворачивающееся в замкнутом пространстве, что косвенно отсылает к хичкоковскому пространству и целому ряду таких фильмов, как «Экзамен», «Куб» и многие другие. Аллюзий и иронических перекличек в фильме вообще достаточно, что радует. Мотивационным сюжетом становится противостояние учителя и класса, в том или ином варианте знакомое по «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи» и, особенно, фильму «Дорогая Елена Сергеевна», отдельные элементы которого переосмыслены в фильме «Училка». В этой связи вспоминаются и ленты «Чужие письма», «Розыгрыш», «Ночь светла», «Homo novus» с участием Ирины Купченко, потрясающе и незабываемо сыгравшей главную героиню в фильме «Училка».
Револьвер на постере или, скажем, на афише, поверг в ужас многих, отважно пришедших смириться с очередной истерикой на школьную тему в духе последних кричаще-модных лент. Но как раз этого, истерики и крика, не оказалось. Учительница, захватившая класс в заложники, учительница, ставшая заложницей класса, револьвер-граната-террорист, мордобой-садист-агрессор, взрыв-спецназ-папарцци, – удивительно, все это есть. Но каждый элемент зла и отрицания, как по волшебству, превращается в свою противоположность. Леность и нежелание слышать друг друга, неспособность учиться, когда рушатся устои образования, агрессия, часто идущая от растерянности, загнанности в угол или превратно понятых действий, трансформируются в прозрение, прояснение в мыслях и отношениях. Возможно, это мечта. Или призыв к мечте и началу ее осуществления.
А револьвер – метафора, гротеск, а то и синекдоха, – если взаимонетерпимость признать тотальной проблемой и значительной частью жизни социума, - движется сквозь фильм эдаким гоголевским Носом. По признанию режиссера фильма Алексея Петрухина, именно модель общества попытался он изобразить в фильме на примере школьного класса. Револьвер – орудие, с помощью которого говорящий ощущает силу, но и та сила, с помощью которой агрессивный и обозленный человек становится человеком говорящим. Револьвер, как свободный микрофон, оказывается в руках того, кто «не может молчать». Пусть силой, но появляется шанс быть услышанным. Каждый, говоря на своем пределе, на этом же пределе вдруг начинает слышать другого. Револьвер – «трубка мира наоборот», приближается в фильме к ее значению.
Хороший финал нельзя назвать хэппи эндом. Он прорастает из середины фильма, трудно и постепенно. Он приближается с того момента, когда револьвер становится «свободным» уже иначе – к нему больше не тянется ничья рука, никто за него не борется.
Создать фильм со своим, отечественным сюжетом, с нащупыванием проблем, важных для российского зрителя, по словам продюсера Петра Черенкова, было важным и необходимым условием для создателей фильма. Тонкая и точная игра актеров Ирины Купченко, Розы Хайруллиной, Анны Чугиной, Алисы Гребенщиковой, Андрея Мерзликина и всего актерского состава создала яркие и завершенные образы. А самым страшным на съемочной площадке, по признанию юных актеров, оказался герой Андрея Мерзликина, спецназовец, без предупреждения ворвавшийся в класс в антитеррористических целях, и продержавший всех в подлинном напряжении.