Сербская поэзия в переводах Елены БУЕВИЧ
Милан РАКИЧ (1875 - 1932)
СИМОНИДА
Ослепили тебя, прекрасная фреска!
Незамеченный, под покровом ночи,
ни красы твоей не щадя, ни блеска, —
арбанас* ножом тебе вынул очи.
Но не смог коснуться уст, что молчали,
утончённого царского лика в нимбе –
золотой короны, цветной вуали,
кос тяжёлых твоих под ними...
На колонне, освещённой свечами,
я увижу тебя и — дивлюсь, настолько
ты судьбу свою переносишь стойко:
в мозаичном платье, бледна, печальна.
Как от дальних солнц, космической пыли,
проливается свет к нам из звёздных облак,
а мы видим сияние, цвет и облик
тех далеких звёзд, что уже остыли, —
так теперь в душе всё горит обида,
а со старых стен, что мрачнее ночи,
мне сияют ясно, моя Симонида,
те твои, давно изъятые, очи…
______________________________
*Арбанас – шиптарь, косовский албанец, легко меняющий веру в зависимости от того, какой оккупант приходит. Будучи изначально православными, легко исламизировались, перейдя в мусульманство.
Данило ЙОКАНОВИЧ (1956)
ГРАЧАНИЦА
Как тебя из слов построить, Грачаница,
чтобы умилиться, а не отчаяться,
чтобы никогда не терять из виду
со стены глядящую Симониду,
чтобы подсобили святые сербские
понести Грачаницу с собой, в сердце и
чтоб по всей земле — изможденным жаждою —
нёс свою Грачаницу каждый, каждому!
Радосав СТОЯНОВИЧ (1950)
И ОТВЁЛ ЕЁ В ПРИЗРЕН
I
И отвёл её в Призрен, на реку.
И спустя столько лет,
говорил ей: “Не бойся, родная,
не крадём мы от Божьих даров,
ибо создал Он всё для людей,
что живут под Его небосводом...”
А она, недоверчивая,
опять твердила: “Боюсь,
ты обвенчан с Левишкой и Самодрежей,
Студеницей, Грачаницей и Любостыней,
придумают страшную месть
обманутые красавицы!”
“Но ты моя весна и моё лето, — говорил ей, —
мой жемчужный день и моя кристальная ночь,
верь мне хотя бы настолько,
чтобы нам причаститься во чистом поле,
увенчав себя дикими розами,
пока мастера возводят “Святых Архангелов”.
Стоит отправиться нам крутыми стезями
к месту, откуда взойдёт род наш иерусалимский”.
II
И тогда отвёл её в Призрен…
У торговца отмерил атласа и шёлка,
у портного пошил ей корсетку,
шаль купил и веночек с каймой серебрённой,
жемчуга и дукаты, и перстни, и гривни.
Увенчал её дикими розами, и над Быстрицей
на мосту старокаменном мы обручились…
И вином подкупил игумена
из обители Свято-Архангельской,
чтобы тайно он нас обвенчал.
И святые смотрели с укором…
“А теперь-то нам некуда деться,
мы, любимая, сделали всё —
наши узы нас держат сильнее,
чем обряд перед иконостасом,
над которым трудился Лонгин…
А теперь-то мы можем и в Хочу —
на поля, в виноградник, возделывать землю,
чтобы лозы вились,
чтобы род продолжался,
чтобы осенью праздновать бербу
нашу первую, праздник вина, —
когда наш Стефан Урош родится…”
III
А она говорит: “Я останусь
у источника, возле реки,
на ступенях Левишкой —
служанкой на постоялом дворе,
первой послушницей у мироточивого,
трудницей перед Богом.
Чтоб работать в ризнице и на хорах,
подносить холопу и барину,
брать под уздцы лошадей у приехавших помолиться,
сыпать рожь в жернова, подвязывать виноградники,
подвизаться на кухне — ставить опару в чанах,
стряпать монахам, схимникам, иереям,
живописцам, паломникам, странствующим в ночи.
Чтоб стирать монастырские облачения,
отбеливать лён на Быстрице,
ткать полотно на хоругви и вышивать,
подавать мастерам кирпичи и раствор,
известь гасить для келий и колокольни,
вставать на заре, чтобы другим напомнить
про долг и про время…
Лучше останусь в Подкалье, чем выше пойду, в Кабашу,
здесь, с овчарами, что пахнут травой и отарой,
здесь моё место, в первом углу за вратами,
в храме, под Божьим крылом, под Божьим присмотром...”
Светислав СТОЯНОВИЧ (1954)
КОСОВО МОЁ
Каждый день тоскую по тебе
каждую ночь
днём – ты моя луна
ночью – ты мое солнце
нахожу тебя на иконах
моего святителя
«на мех ободранного» Феодора Вршацкого*
свеча зажженная тебе
освещает мой путь
узнаю его –
предки стоят по краям
указывают
как мне найти
своё место
в бесконечной колонне
сербов-крайпуташей*
______________________________
* Святой Феодор Вршацкий был епископом (Северная Сербия, Воеводина, Банат), одним из предводителей Банатского восстания, в 1594 г. жестоко подавленного Синан-пашой. Владыка погиб мученической смертью – темишоарский паша приказал содрать с него, живого, кожу – «ободрать на мех».
**Крайпуташи – придорожные памятники, посвященные солдатам, похороненным в далеких странах, или тем, чьи могилы неизвестны.