За всем кровавым людоворотом последнего года кто-то еще помнит изначальные не геополитические требования Евромайдана, которые в первый период привлекали социальных активистов? Это был протест против социальной несправедливости, большой пропасти между бедными и богатыми, за устранение коррупции и олигархической власти. Такие требования, что даже анархисты, хорошо знакомые с технологиями цветных революций, не могли отрицать правильность самих призывов и вначале присутствовали в протестах, пытаясь придать им социальный характер.
Цели креаклов
Но потом, согласно заданному сценарию, социальные активисты были вытеснены с майданов ультраправыми, началось разжигание сначала национальной, а потом и социальной ненависти, дегуманизация и расчеловечивание политических противников, позволяющие вести их беспощадное подавление. В итоге Украина скатилась к гражданской войне, а цели близкие абсолютному большинству недовольных граждан были подменены абстрактными лозунгами достоинства и единства нации.
Помните меню с «жареными колорадами», призывы к уничтожению стариков-иждивенцев, тем более «донецкого быдла», зашкаливающее людоедство в соцсетях и на сайтах новых европейских украинцев? Эту ненависть разжигали с виду интеллигентные и воспитанные люди, получившие дорогое образование, но, видимо, обделенные в совести и основах гуманизма. Накручиванием массового сознания целенаправленно занимались молодые политики, грантоеды и журналисты, условно объединенные в понятие «креативный класс» и стремившиеся стать у руля нового режима.
Причем объектом этого разжигания ненависти были не участники антимайдана, сепаратисты и прочие оппоненты майданного режима, а простые украинцы – сторонники майдана. Ведь креаклы редко шли в АТО, тем более на передовую. Почетная миссия защищать нацию и уничтожать «человеческий материал», мешающий ее целям, ими вручалась таким же обездоленным согражданам без образования и грантов, как и по ту сторону фронта. Их надо было довести до озверения, чтобы потом бросить воевать против своих соседей и родственников. Опять же, ради торжества «креативного класса».
В итоге произошел государственный переворот с резким падением экономики, усилением диктатуры и политическими репрессиями. Семьи простых украинцев, мобилизованных воевать на Донбассе, получили замороженные зарплаты и пенсии, рост цен и тарифов, обесценивание их труда и сползание в бедность. Плоды очередной элитарной революции налицо. Себе – освоение западных грантов и кредитов, отжим старорежимной собственности и полную безнаказанность. Нам – идеи нации и нищету, гибель в «котлах» и подавление в случае недовольства. Всё по-честному?
Смысл безначалия
Вспоминая события 2014 г. о стравливании простых людей в Украине, жестокости и цинизме пропагандируемых «креативным классом», я неоднократно ловил себя на ощущении знакомости таких подходов. Но лишь спустя время мне удалось спокойно провести параллели с прошлой революцией. «Интеллигенция наблюдает за рабочим движением и с нетерпением спрашивает, когда же наконец рабочий народ своей борьбой выстроит для нее тот рай, которым давно пользуется образованное общество Западной Европы», - писал Ян Махайский в 1902 г. в иркутской ссылке. А будто писалось сегодня про Украину и реалии Евромайдана.
Махайский стал основателем короткого, но бурного и идейно насыщенного движения махаевщина, впервые поставившего вопросы, до сих пор не потерявшие своей актуальности. Он считал интеллигенцию эксплуататорским классом, использующим пролетариев для утверждения своего господства. При старом режиме ей доставались лишь крохи со стола буржуазии, поэтому она выдвинула лозунг обобществления средств производства, чтобы на плечах рабочих захватить власть. Но без капиталистов средствами производства все равно смогут управлять только специалисты, то есть «социалистическая интеллигенция». Чей тоталитарный режим позднее и был построен в СССР.
Ее передовым отрядом махаевцы называли «комитетчиков» - пропагандистов социалистических партий. Комитетчики отговаривали пролетариат от чисто экономической борьбы за свои прямые интересы - уменьшение рабочего дня, повышение оплаты, улучшение условий труда - и призывали их сразу переходить к политическим требованиям, чтобы ускорить свой приход к власти. По словам Махайского, они требовали от рабочих «выходить немедленно под штыки и пули за дело интеллигенции». Для чего нагнеталась классовая ненависть и была создана «фаза экономического маскарада» – теория научного социализма.
Думаю, излишне указывать, насколько эти подходы перекликаются с пропагандой лучшей жизни после «европейского выбора». Так же во время майдана, когда заходила речь о социальных правах украинцев, ее немедленно обрывали «идейные» креаклы, заявлявшие, что нельзя менять свободу на колбасу. А с воцарением майданного режима защитников этих прав и вовсе стали подавлять, как «агентов Кремля». Чему находим аналогии после октября 1917 г. в разгоне большевиками рабочих протестов, которые якобы «льют воду на мельницу мировой буржуазии». При этом и тогда и сегодня не сам народ, а только комитетчики после переворота сосредоточили в своих руках и свободу и колбасу.
Исходя из своей доктрины, махаевцы предлагали рабочим прямое действие без руководства комитетчиков - забастовки, порчу станков и экспроприацию. Позже махаевщина влилась в нарождающееся анархическое движение, и анархисты-«безначальцы» 1905 г. требовали отказа пролетариата от диктата социалистов. О том же в 1919 г. звучит речь махновского командира Ивана Долженко на съезде в Екатеринославе: «Весь город с его богатствами социализирован, и ни армия, ни политические партии, ни власть, а вы, рабочие пролетарии, являетесь хозяевами новой свободной жизни в бесклассовом обществе. Стройте новое без опеки политических партий!».
Притяжение вольницы
Идеи вольной жизни без насилия властей и хозяев – понятны и привлекательны для простых людей, настрадавшихся от гнета и лжи сменяющих друг друга партий, но ничего не меняющих по сути. Поэтому в начале ХХ в. для обретения популярности в массах комитетчики присваивали анархические лозунги социализации («Фабрики – рабочим, земля – крестьянам!») и прямой демократии до самой идеи Советов, которые начинались как безвластные рабочие организации. Тем же путем пошли «новые комитетчики» - креаклы, используя для привлечения сторонников и развертывания протестов анархические идеи самоорганизации и взаимопомощи.
Разумеется, в современных условиях мы не можем предлагать простым украинцам, обманутым «креативным классом», переходить к экономическому террору и жестким формам классовой борьбы по примеру махаевцев и базначальцев. Но в нашу ситуацию необходимо привнести сам анархический принцип прямого действия граждан не только по защите своих прав, но и обустройству собственной жизни. Ведь урок Евромайдана в очередной раз доказал непреложность истины, что надежда на «доброго царя» (вождя, депутата) приводит лишь к обману и узурпации власти.
Говоря о причинах своего поражения в 1917-1921 гг. анархисты отмечали, что им не хватило времени сорганизоваться и привнести организационные элементы в трудящиеся массы. В 2015 г. после консервации войны на Донбассе и сопутствующих ей репрессий внутри Украины у нас появилась возможность преодолеть этот революционный цейтнот для создания новой социальной организации. Так махновцы в тыловой передышке первой половины 1919 г. успели создать живучую сеть безвластного самоуправления, которую потом вся мощь репрессивной машины большевиков до 1922 г. подавить не могла. И нам надо осознать, что главное орудие сопротивления авторитаризму - это не танки и батальоны, а вольная организация общества.
Итак, что простые украинцы сегодня могут противопоставить манипуляциям «креативного класса»? Только независимость! Не в государственном, а в гражданском смысле, начиная с приземленного, бытового и повседневного уровня. От возвышенных идей нации, европейского выбора и прочих неосязаемых приманок надо опуститься на уровень повседневных забот, которые и составляют большую часть нашей жизни. И разглядеть именно там главный ключ к нашему социальному освобождению. Без громких лозунгов и политических переворотов, в кропотливой, но самой результативной революции повседневности.
Сила взаимопомощи
Существует почти забытый простыми украинцами, но прекрасный мир социальной взаимопомощи, когда соседи помогают друг другу в тяжелые времена. Есть множество технологий гражданского самообслуживания и самозанятости, самоорганизации и базисного самоуправления. Начиная от домовой самоохраны и квартальных комитетов до потребительских обществ, «банков времени» и кооперативных артелей. Просто надо себя заставить уделить время освоению этих технологий, как вы находите его на обучение автовождению или другим жизненно необходимым навыкам.
При этом не подменять реальную самоорганизацию грантовыми программами, задача которых приручить вас и использовать, как таран переворота, а самим постигать технологии. Это вполне в духе анархизма, составной частью которого является субкультура DIY (от англ. do it yourself — «сделай это сам»). Она создала целую традицию «самоучки» - собирает технологии и приучает людей обходиться без услуг государства и капитализма на бытовом уровне. Сначала это был ремонт техники и изготовление мебели, потом самиздат, подпольная звукозапись и так далее, вплоть до изготовления оружия. В нашем же контексте важно само стремление к социально-бытовой независимости, от которой один шаг к базисному самоуправлению.
Главный плюс технологий взаимопомощи, что их применение не требует особых знаний, только настойчивости в реализации. Договориться с соседями и по вечерам обходить свой квартал. Скинуться деньгами и купить продукты на весь подъезд, сэкономив для всех на опте. Понянчить ребенка соседа в обмен на мелкий ремонт. И так, узелок за узелком эти инициативы сплетаются в крепкую ткань взаимных услуг, превращают сотни жителей квартала в солидарное сообщество. Что неизбежно приведет к усилению их массовой социальной активности в защиту своих прав перед органами власти. Такой квартал становится крепостью его обитателей, над которой не властен внешний произвол.
Кто-то скажет, что базисное самоуправление даже выгодно государству - обманутое население не будет докучать ему своими мелкими проблемами. Отчасти да. Но именно эта зависимость по мелочам и обеспечивает всевластие над нами. И наоборот, спрашивать с власти по-крупному мы сможем не раньше, чем научимся обслуживать себя без нее. Только такое сообщество может осознанно выбирать депутатов и отзывать их за саботаж своих интересов. Не размениваться на подачки, а быстро продавливать свои требования. И представьте на что способно солидарное сообщество нескольких кварталов, которые мобилизуют тысячи жильцов? А района или всего города?!
Не поддающийся манипуляциям самостоятельный гражданин - самый страшный сон для системы политического господства. А его формирование начинается с простой соседской взаимопомощи. Так и махновцы были опасны для диктатуры не тачанками и саблями, а независимым мировоззрением человека, обходящегося без власти. Умение это они выработали, практикуя самоуправление. И только потом ими была создана грозная армия для защиты этой своей вольницы. Армия, чьи бойцы были высоко мотивированы идеей того мира взаимопомощи, который они создали вокруг себя. Не бестелесные идеалы отстаивают анархисты, а за выстроенную своими руками вольную жизнь.