Роман СКИБА. Гражданская война - карма Майдана

 

Чeм меньше политика вмешивается в жизнь личности, обращает на себя ее внимание, тем адекватнее общество...

 

Юлия Малькина: Все десять лет нашего знакомства Роман Скиба был для меня «телефонным Буддой», ярким поэтом и автором милых и добрых детских книг – таких, которые я хотела, чтобы читали мои будущие потомки. Сейчас он стал еще и, как бы патетично это не прозвучало, голосом несогласных с милитаристской политикой постмайданной власти, голосом разума и гуманизма. Мы поговорили о литературе, революции, войны, расплату за правду и зомболюдей.

– Европейская литература ХХ века главным образом отталкивалась от гуманистически антивоенной, пацифистской и антифашистской традиции, а ее ведущие представители всегда критически относились к пропаганде государственного патриотизма. Почему украинские поэты и литераторы – в массе люди достаточно скромных творческих талантов, стоят сейчас в авангарде этой пропаганды?

 – Каждая революция делает пропагандистский акцент на том, что ее поддерживают «прогрессивные» силы – какая же революция без студенчества и интеллигенции? Кто же, как не «моральные авторитеты» вызовет людей на улице и пошлет их под пули? Люди причастные к искусству в Украине, как видно, без особых колебаний взялись за эту роль. «Умные и талантливые», как это ни печально, такие же неустойчивы к идеологическим зомби–вирусам, как и обыватели.

– Роман, ты сам всегда называл аполитичным поэтом. Однако сейчас у тебя очень четкая позиция, которая очень отличается от общественных трендов. Как ты пришел к этому?

– Я и остаюсь аполитичным. Моя позиция лежит не в плоскости политики, а в плоскости логики. Украинская революция – это большое нарушение правил. Если правила нарушила одна сторона, нет основания этого не сделать другой. Действо под названием «Майдан» было ненужным бессмысленным злом, что привело к ответному злу. Эта гражданская война – карма «Майдана». Чем меньше политика вмешивается в жизнь личности и привлекает к себе ее внимание, тем адекватнее общество.

– Что за история произошла с издательством «Старого лева»? Как ты на это будешь реагировать, или уже реагируешь? Что вообще ждет украинскую детскую книгу, по твоим прогнозам? Не станет она инструментом пропаганды и вытачивания из детей «полезных членов общества»?

– В результате фейсбучного скандала издательство «Старого Лева» решило изъять из продажи на Форуме издателей мою книга «Баламутинки» и книгу Натальи Пасичник «Терезка с Медовой Пещеры». Само издательство о мотивах высказывается очень таинственно и запутанно, но я однозначно рассматриваю этот шаг, как общественную санкцию против инакомыслящих, как репрессии, если хотите. Интересно, будут ли ставить на мои книги пометку «Осторожно, экстремизм!»? Так уж сложилось, что сознание человечества развивается от коллективного к индивидуальному, а не наоборот. И никак не хорошо, когда коллективное на определенном этапе перебирает полномочия, вытесняет или подчиняет индивидуальное.

Примечательно, что на нынешний форум решили не приглашать российских издателей. Тридцатые годы прошлого века нас догоняют. В среде зомбоголовых  существ, которые отказывают тебе в праве быть собой, не быть инакомыслящим может только зомбоголовое создание.

– Как изменились твои отношения с «коллегами по цеху», с тех пор ты занял антивоенную позицию?

– Должен констатировать: по состоянию на данный момент подавляющее большинство моих друзей и знакомых – зомби. Зомби бывают разные – с кем–то из них можно, несмотря ни на что, поддерживать адекватные отношения, с другими – это временно невозможно, но есть основания надеяться, что рано или поздно они придут в себя. А некоторым я никогда не подам руки ....

– Украинская литература выглядит очень провинциальной на фоне литературы, скажем, европейской. Почему так происходит?

– Она, может, и выглядит так издалека, но таковой не является. Хотя бы потому, что в этой литературе присутствую я. Ну, и кроме меня, конечно, хватает ярких явлений. Нынешняя зомбированность литераторов не  перечеркивает качества их произведений. Кого–то из них в контексте этих событий я могу назвать отбросами, но это никак не влияет на мою оценку того, они продуцируют в сфере искусства. Искусство нельзя смешивать ни с политикой, ни с личными отношениями.

– Как будет читаться сучукрлит в Луганске или Донецке, после бомбардировок мирного населения? Как будут относиться там к украинской культуре – безотносительно от результатов войны, если ее ведущие представители требуют сейчас стереть с лица земли этот регион вместе с его жителями?

– Война на Востоке была проиграна еще с тех пор, как туда пришла украинская армия. Вряд ли местные жители смогут когда назвать своим государство, которое бомбило их и обстреливало из пушек.

Разговаривала: Юлия Малькина

Авторизированный перевод с украинского Юлии Малькиной

Источник: http://liva.com.ua/maidan–civil–war–russian.html

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2014

Выпуск: 

8