Крупнейший знаток поэтики Ф. М. Достоевского Михаил Бахтин в предложенной им типологии романов относит романы Достоевского к романам испытания [1]. Роман испытания отличается от других типов тем, что „мир этого романа - арена борьбы и испытания героя; события, приключения - пробный камень для героя. Герой дан всегда как готовый и неизменный. Все качества его даны с самого начала и на протяжении романа лишь проверяются и испытываются” [2]. Герои испытываются между прочим на призванность, гениальность, избранничество, приспособленность к жизни, реформаторство, аморализм [3]. Самая идея испытания у разных авторов и в разных произведениях может, по мнению Бахтина, наполняться различным идеологическим содержанием.
У Достоевского герои подвергаются в основном испытанию на прочность веры в Бога, верность нравственному идеалу. Таким эстетическим идеалом для писателя, в котором сливалась красота, истина и высшая нравственность, была, как отмечает Н. В. Кашина, личность Христа [4]. Следовательно, у Достоевского, у которого существовал уже заранее сформированный человеческий идеал, не было необходимости показывать человека в становлении, развитии, использовать происходящее, видимое, переживаемое как жизненный опыт, меняющий и формирующий героев.
„Сюжет в романе испытания всегда строится на отступлениях от нормального хода жизни героев, на таких исключительных событиях, которых не встречаем в обычной биографии человека” [5] - замечает Бахтин. Обозначает это, что если роман испытания всегда начинается там, где начинается отступление от социального и биографического хода жизни, то кончается там, где жизнь входит в нормальную колею [6]. Испытание героя на верность какому-нибудь принципу служит цели, которую прослеживал Достоевский - раскрыть загадку человека. Благодаря такому своеобразному экзамену автор разоблачает и обвиняет героя в падении, или, наоборот, защищает, оправдывает и прославляет его.
Достоевский испытывает своих героев, ставя их в разные жизненные ситуации, которые, как уже раньше упоминалось, нарушают нормальное русло биографической жизни персонажа и которые являются своеобразными микросюжетами. В настоящей статье нас интересует одна из таких ситуаций, а именно ситуация развлечения.
Человек Достоевского не типичный homo ludens, но тем не менее, он участвует в различных развлечениях. В мрачном и угрюмом мире романов Достоевского трудно найти примеры развлечений, которым бы сопутствовали удовольствие, веселье, беззаботное и радостное настроение, забава и смех. Кутежи героев Достоевского, их разгульные попойки в ресторанах и кабаках, посещение публичных и игорных домов не сопровождаются тем состоянием духа, которое должно бы сопутствовать развлечению. Эта констатация, что увеселительные мероприятия у Достоевского не веселые, заставляет нас задуматься над той ролью, которую отводит им автор в своих романах. Предметом анализа станут не все романы, а лишь те, в которых эта функция особенно отчетливо обнаруживается.
А. С. Скафтымов утверждает, что каждый компонент произведения (сюжет, действующие лица, сцены, эпизоды, разговоры) должен нести общую единую устремленность всего целого - и между всеми компонентами должно быть всегда „функциональное схождение в какой-то общей покрывающей точке” [7]. Ситуации развлечения, в которые ставит автор своих героев, выполняют в его поэтике функцию художественного приема, посредством которого автор углубляет психологическую характеристику героев, раскрывает их взгляды на жизнь и идейные позиции. Каждый раз ситуацию развлечения можем воспринять как своеобразный микросюжет, который строится по драматическому принципу. Итак, проследим обстановку при какой герой решил развлекаться, т. е. мотивировку поступка, которая в микросюжете, построенном по драматическому принципу выполняет роль экспозиции. Затем проследим поведение героя в заданной ситуации с особым учетом отклонений от поведенческой нормы, которое ведет к кульминационному пункту, несущему нравственную разрядку. Функцию развязки в микросюжете развлечениявыполняет изображение последствий, к которым привела изучаемвя ситуация.
Задача нашего исследования - демонгстрация того, что отношение действующих лиц между собою, каждая деталь этих отношений, каждый поступок героев, их суждения и разговоры в определенном положении каждый раз обусловлено, как отмечает Скафтымов, некоторой единой и общей для всего произведения идейной темой автора [8].
В Записках из подполья изображен герой, внутренний характер которого подвергается проверке-испытанию жизненными обстоятельствами. Автор не скрывает своей стратегии испытания. Произведение состоит из двух частей. Первая - Подполье представляет собой философский дискурс, в котором герой излагает взгляды на мир и на себя. „В этом отрывке, озаглавленном Подполье, это лицо рекомендует самого себя, свой взгляд и как бы хочет выяснить те причины, по которым оно явилось и должно было явиться в нашей среде. В следующем отрывке придут ужк настоящие «записки» этого лица о некоторых событиях его жизни” [9] - обьясняет сам Достоевский. Вторая часть повести По поводу мокрогоснега раскрывает настоящий облик „идеолога”. Характерно, что для этого используется писателем ситуация ресторанного банкета и следующего за ним. Внешним толчком, который заставил „подпольного человека” пойти туда, послужил прощальный обед по поводу выезда в дальнюю губернию школьного товарища - Зверкова. Герой решил принять участие в банкете, хотя, как узнаем, он уже со школьных лет ненавидел Зверкова, сначала за его школьные успехи, а потом завидовал ему из-за полученного наследства и, наконец, не мог примириться с его успехами на службе. Уже при первой встрече с товарищами для обсуждения подробностей обеда „подпольный человек” вынес большую обиду - его не учли при складчине на обед. Он почувствовал себя обиженным и униженным от того, что его товарищи предположили, что у него нет достаточной суммы денег.
Это не первый случай, когда герой испытал унижение. Его жизнь можно считать цепью постоянных унижений со стороны канцелярских коллег, начальника и, наконец, даже от случайных людей. Его способом отреагировать на свое унижение стал самый грязный разврат, которому он стал предаваться. Это „мужское” развлечение не только не доставляло ему удовольствия, не расслабляло его, но чаще всего, как он сам признавался, он развратничал „уединенно, по ночам, потаенно, боязливо, грязно, со стыдом, не оставлявшим меня в самые омерзительные минуты и даже доходившим в такие минуты до проклятия” [10].
Прощальный обед в честь Зверкова оказался очередным звеном в цепи унижений. В этот раз причиной обиды было обстоятельство, что товарищи не передали ему, что изменилось время обеда. Последним ударом, нанесенным товарищами, было решение компании посетить публичный дом без его участия в этом развлекательном „мужском” мероприятии. Несмотря на то, что „подпольный человек” чувствует себя „оплеванным”, все таки едет туда, то ли надеясь на осознание товарищами своей вины, то ли руководимый желанием мести, то ли желанием показать, что он такой же мужчина, как и остальные.
Достоевский в своем произведении не просто изображает развлечение русского чиновника, который за деньги получает женские ласки, а подвергает его своеобразному экзамену. Ситуация развлечения используется автором как способ испытания человеческого достоинства героя. И как это обычно бывает в романе испытания, „подпольный человек” оказывается в ситуации внутреннего кризиса, которая выражается желанием нравственной проповеди и явится отступлением от стандартного поведения, в данном случае - поведения мужчины в публичном доме. Оказавшись в публичном доме „подпольнвй человек” вместо обычного поведения для такого места читает „проповедь” проститутке Лизе. Благодаря этой сцене, как замечает И. И. Гарин, автору удается обнаружить подлость героя, переходящую всевозможные границы [11]. Он упрекает Лизу в том, что она раба, продающая всю свою волю и лишает ее надежды на нравственное исправление. В его замысле поучение было заранее задуманной „игрой”, которая все больше и больше увлекает его. Сцена кончается приглашением Лизы в его дом „для разговора”. При встрече герой не только не помогает ей освободиться от разврата, но хладнокровно пользуется ее услугами. Визит из нравоучительного превращается в увеселительный. Нравственной победительницей оказалась Лиза. Ее отказ от денег, которые пытается сунуть ей герой, служит резким контрастом его ничтожности. Приход Лизы был нужен герою для того, чтобы возместить на ней свое унижение, превратиться из раба в хозяина и тем самым восстановить свое утраченное достоинство [12].
В приведенной ситуации победительницей стала Лиза - носительница „живой жизни”. Простая человечность Лизы, жалеющей „подпольного человека”, посрамляет его. Благодаря этой сцене в нем обнаруживаются черты страдающего и затравленного человека, озлобленность и мстительность которого являются его несчастьем, доставляющим ему самому внутренние страдания. Он оправдывается перед Лизой, объясняя, что ему „... надо же было обиду на ком-нибудь выместить. Свое взять, ты подвернулась, я над тобой и вылил зло и насмеялся. Меня унизили, так и я хотел унизить; меня в тряпку растерли, так и я власть захотел показать...” [13].
В данный раз ситуация развлечения обернулась ситуацией страдания. Она понадобилась Достоевскому для того, чобы дискредитировать „нового человека”, каким был герой Записок из подполья и каким восхищался Чернышевский [14], а также вызвать у читателя активное сопротивление против царящего в мире зла.
Достоевский еще не раз подвергает своих героев испытанию развратом, который происходит в „развлекательных местах” (какими являются публичные дома с их «работницами»).
С подобной ситуацией имеем дело в романе Бесы. Вся жизнь Николая Ставрогина составлена Достоевским в цепь испытаний героя, целью которых является углубленный анализ его сознания и поиск ответа на вопрос о возможностиях возрождения опустившегося на дно человека.
Польский исследователь творчества Достоевского Р. Пшибыльский выделяет три основных способа испытания героя: развратом, любовью и верностью идее [15]. Испытание развратом проходит в ситуациях посещения притонов, в которых не гремит, как положено увеселительным местам, смех и веселье, а обнаруживаются мрачные девиационные склонности героев. К таким принадлежит связь Ставрогина с Марьей Тимофеевной - сестрой Лебядкина. Николай желает „перещеголять” своих товарищей в разврате. Он спорит с товарищами, что он - образованный генеральский сын, - в состоянии жениться на хромоножке. Отвратительность и перверсивность поступка Ставрогина заключается не в „физическом” его отношении, а в самом факте женитьбы на юродивой.
В. А. Викторович делает замечание, что все смелые поступки Ставрогина, все его дикие и неожиданные действия, как, например, женитьба на сестре Лебядкина, совершались им для сомоутверждения, для возвышения в собственных глазах, для желания первенствовать [16]. Они были вызовом, брошенным хорошему обществу, лицемерным посетителям салонов.
Мотивировку своего поведения Ставрогин излагает в письме Даше. Выясняется, что им руководствовало желание испытать свою силу и по-настоящему узнать себя. Оказывается, что ухаживание за женщинами не ограничивается у него только сексуальным желанием. Благодаря такой откровенности выясняется, что Ставрогин в разврате усматривал не „мужское” развлечение, а видел в нем возможность проверки себя. Доказательством тому могут служить его слова к Даше: „Я пробовал большой разврат и истощил в нем силы; но я не люблю и не хотел разврата” [17].
Несмотря на то, что Ставрогин хочет убедить самого себя и окружающих в том, что его распутство с женщинами можно оправдать стремлением к самопознанию, Достоевский разоблачает своего героя. Благодаря тому, что Ставрогин погружается в притоны разврвта, выясняется, что разврат ни в малейшей степени не помог герою узнать себя, а был лишь выражением тщеславия и исполнением странной прихоти. Поведение в ситуации развлечения совсем не очищает Ставрогина, а, наоборот, загрязняет его в глазах окружающих. Испытание развратом выявляет только донжуанские черты Ставрогина, - его изменчивость, неверность, лживость. Ставрогин бросает слова на ветер, путая слушающх его поклонников [18]. Это и важные слова - это слова о вере в Бога и в Россию. Испытание развратом послужило Достоевскому для идейной дискредитации героя.
Испытание героев развратом в публичных домах не исчерпывает способов испытания героя в ситуации развлечения. Другим способом испытания является посещение ими игорных домов, в которых страсти и эмоции доходят до предела. Такому испытанию подвергается герой романа Игрок - Алексей Иванович.
Герой направился в игорный дом по просьбе Полины, в которую он был страстно влюблен. Она попросила его поиграть от ее имени и, конечно, выиграть деньги. Таким образом автор, обнаруживая обстоятельства, поставившие героя в ситуацию развлечения, заранее предупреждает читателя, что посещение игорного дома на самом деле не имеет ничего общего с забавой, удовольствием и даже с радостью выигрыша. Герой догадывается, что Полина оказалась в тяжелом финансовом положении и к тому же находится в каких-то странных отношениях с французом Де-Грие. У Алексея Ивановича появляется впечатление, что он должен участвовать в игре не просто ради денег, а что предстоящая игра - начало чего-то „радикального” и „оканчательного” в его жизни. Ставкой в этой игре были не деньги, но его любовь и будущее с Полиной, т. е. вся его жизнь. Он оказывается в очень трудном положении. С одной стороны, он желает выиграть деньги для любимой, с другой, знает, что играя для нее, подрывает свое собственное счастье.
Как и другие герои, испытываемые развлечением, Алексей Иванович чувствует себя униженным поведением Полины, которая всегда давала ему почувствовать свое превосходство и власть над ним. В романе появляется ранее отмечено нами отношение „хозяин - раб”. Герою иногда казалось, что Полина смотрит на него как „древняя императрица, которая стала раздеваться при своем невольнике, считая его не за человека” [19]. Алексей Иванович подвергается разным пробам, которые унижают его в собственных глазах и в глазах Полины. Например, он должен сделать признание, что готов убить ради Полины человека или соскочить с Шлангенберга. Наконец Полина выставляет его на посмешище, требуя, чтобы герой подошел к баронессе Вурмергельм, снял шляпу и сказал ей что-нибудь по-французски. Все это нужно ей для того, чтобы увидеть, как барон бьет Алексея Ивановича палкой и посмеяться над ним.
Однако в положении героя происходит изменение. Алексей Иванович все чаще посещает игорный дом и замечает, что все реже и реже во время игры думает о Полине. Его все больше и больше увлекает игра за столом. Он ведет себя как в горячке, ощущает „неопредолимое наслаждение хватать и загребать банковые билеты” [20]. Он замечает, что начинает вести себя, как настоящий игрок - и если вначале все в игорном доме казалось ему грязным и отталкивающим, то теперь он испытывает характерные симптомы: у него во время игры кружится голова, дрожат руки и ноги, им овладевает жажда рисковать всем, даже собственной жизнью. Герою сопутствуют эмоции характерные для всех, кто посещает игорные дома. В данном случае игорный дом выполняет основную функцию: привести посещающего в трепет эмоции.
При всем этом в голове Алексея Ивановича мелькает замечание: „Клянусь мне было жаль Полину, но странно, - с самой той минуты, как я дотронулся вчера до игорного стола и стал загребать пачки денег, - моя любовь отступила как бы на второй план” [21]. И дальше спрашивает сам себя: „Неужели я и в самом деле игрок, неужели я и в самом деле... так странно любил Полину” [22]. Благодаря многократному посещению игорного дома герой открыл, что выше любви ставит „пачку денег”. Это открытие связано с самообличением. Оно обнаружило нравственное падение героя. Для Достоевского жажда денег - достаточный повод для осуждения человека. Он показывает процесс дальнейшей нравственной деградации героя, увлеченного выигрышем. Алексей Иванович после расставания с Полиной и даже после сильного намерения воскреснуть из мертвых: „Человека могу обрести в себе, пока он еще не пропал!” [23], возвращается в Рулетенбург, а затем с той же цельюедет в Спа и в Баден. Ничто, даже потеря Полины, не в состоянии отвлечь его от игорного стола. Очередной раз герой Достоевского в ситуации развлечения выходит нравственно разоблаченным. В данный раз писатель сопротивляется общественному злу, которое внес в русскую жизнь капитализм со своей „властью денег”. По этому поводу пишет Н. В. Кашина: „Как овеществление зла в его [Достоевского] романах присутствуют деньги. «Деньги - это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество», - говорит Подросток. Вокруг денег свивается сюжетная прагматика - «Пакет с розовой ленточкой» в «Братьях Карамазовых», деньги процентщицы в «Преступлении и наказани», наследство в «Подростке», «Сто тысяч» и наследство князя в «Идиоте» - это символ и двигатель зла” [24].
В романе Идиот Достоевский использует салонную игру пети-же, в правила которой у Достоевского вписано нравственное разоблачение. Можно предположить, что кроме формальной функции в художественной структуре произведения, на которую указывал Э. Ф. Володин [25], игра в намерении Достоевского должна выявить нравственные качества ее участников, присутствующих на дне рождения у Настасьи Филипповны. Герои собрались не только по внешнему обстоятельству праздника дня рождения, но и потому что в этот вечер должны распутаться все узлы скрываемых интересов и решиться судьбы некоторых из них.
Игру предлагает Фердыщенко, который, однако, в самом начале делает отступление от правил игры. Правила нарушаются тем, что желающие рассказывают самый скверный поступок из своей жизни. Одна барыня, оказавшаяся на празднике дня рождения, делает замечание, что при таком пети-же вместо обычного смеха, появляются слезы. Развлечение, которое должно вызывать радость и беззаботное настроение, на самом деле оказывается вовсе не веселым.
По жребию первым рассказывает свою историю организатор игры. Фердыщенко вспоминает грязную историю о том, как украл три рубля. Грязность рассказа, однако, состоит не в факте кражи, а в ее последствиях для оставшейся без работы и скомпрометированной служанки. Признание Фердыщенко, что после всего „особенного угрызения совести я ни тогда, ни потом не чувствовал” [26] раскрывает циничность и эгоизм его натуры.
Новый сбой в игре наступает в отказе Птицина сообщить слушателям какую-либо грязную историю из своей жизни. Он не хочет участвовать в разоблачении, пусть даже и игрового характера, и не хочет входить в драматическую коллизию, объединяющую участников пети-же. Отказ Птицина особо никого не удивляет, так как Птицин редко договоривает вслух свои мысли.
Игру спасает сама хозяйка, которая обещает в заключение игры рассказать свою историю, хотя правила пети-же исключают участие женщин. Решение о продолжении игры делает Иван Федорович Епанчин. Его история - это не столько подлинный случай, сколько законченный литературный сюжет, на что обращает особое внимание Э. Ф. Володин [27].
Генерал рассказал историю, которая произошла чуть ли не тридцать пять лет тому назад, но которая все время тревожит его совесть. Ряд случаев, на которые он указал, позволяет раскрыть сущность его поведения. Хотя Епанчин рассказал сквернейший поступок из своей жизни, то слушателей охватывает восторг и умиление. История генерала о смерти старухи является лучшей его характеристикой. Явная ложь рассказа указывает на лживость рассказчика. Участие в игре помогло раскрыть внутренний мир Ивана Федоровича - заключает автор статьи, посвященной функции пети-же в романе Идиот. [28]
От жизнеподобия окончательно очищает пети-же Афанасий Иванович Тоцкий. Его история - это рассказ, реминесценция романа Дюма-сына Дама с камелиями [29].
Он рассказал о том, как лет около двадцати тому назад приехал в одну деревню к другу Платону Ордынцеву, проводившему со своей женой зимние праздники в деревне. Тоцкий опередил в покупке друга, желающего подарить жене редкие цветы. Тот из-за этого заболел. Благодаря рассказанной истории и в контексте всех планов Афанасия Ивановича по отношению к Настасье Филипповне, автор выявил его лживость и настоящий облик.
Благодаря игре происходит испытание на соблюдение элементарных принципов межчеловеческих отношенийи заодно полное разоблачение героев. Выясняется подлинный смысл их взаимоотношений, открываются мотивы поступков. И здесь, как и в предыдущих случаях, развлечение служит углублению психологической характеристики и раскрытию настоящего облика героев.
Ситуации развлечения, к которым в своих произведениях прибегает Достоевский, служат раскрытию не человеческой красоты, а извращенности человеческого характера. Среди героев Достоевского мы не встречаем ни одного образа, воплощающего положительную и бесспорную красоту.
Итак, развлечение в романах Достоевского выполняет важную, в основном, аксиологическую и структурную функцию. В результате проведенного анализа мы убедились, что ситуация развлечения, в которую ставится герой позволила автору раскрыть подлинный характер героев. Можно уверенно сказать, что авторское наблюдение за героем в положении развлечения является у Достоевского не случайным, а задуманным художественным приемом, который стал средством, помогающим ему разрешить вопрос о том каким является человек. Несмотря на усилия автора, ему не удалось вполне разрешить вопроса о подлинном облике человека, раскрыть его тайну. Человек остался для Достоевского загадкой, разрешению которой, автор отдал все свои творческие силы.
Литература
1. М. Бахтин, Эстетика словесного творчества, Москва 1979, с. 195.
2. Там же, с.190.
3. См. об этом: М. Бахтин, Эстетика словесного творчества, Москва 1979, с. 195.
4. Н. В. Кашина, Эстетика Ф. М. Достоевского, Москва 1975, с. 150. А. С. Скафтымов, Нравственные искания русских писателей ,Москва 1972, с. 29.
5. М. Бахтин, Эстетика словесного творчества, Москва 1979, с. 192.
6. Там же, с. 193.
7.А. С. Скафтымов, Нравственные искания русских писателей ,Москва 1972, с. 29.
8. А. С. Скафтымов, Нравственные искания русских писателей ,Москва 1972, с. 25.
9. Ф. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в тридцати томах, т. 5, Леннинград 1973, с. 99.
10. Ф. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в тридцати томах, т. 5, Леннинград 1973, с. 128.
11. И. И. Гарин, Многоликий Достоевский, Москва 1997, с. 115.
12. На проблему отношения раб - хозяин обратил внимание Ц. Тодоров. Исследователь замечает, что логика человеческого поведения героя Достоевского - это логика хозяина и раба - „презрения” и „унижения”. Герой жаждет равенства, но сущность отношения „хозяин - раб” основана только на понятии превосходства, поэтому он будучи рабом у своих товарищей стремится стать хозяином Лизы, превратить ее в свою рабыню. См. Об этом: Ц. Тодоров, Записки из подполья [в:] Новые зарубежные исследования о Достоевском. Реферативный сборник, под ред. В. Т. Олейник, Москва 1982, с. 136 - 160.
13. Ф. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в тридцати томах, т. 5, Ленинград 1973, с. 173.
14. О связях Записок из подполья и Что делать Н. Т. Чернышевского писал R. Przybylski, см.: Dostojewski i „przeklete problemy”, Warszawa 1964, с. 170 - 217.
15. R. Przybylski, Sprawa Stawrogina, Warszawa 1996, с. 30 - 33.
16. В. А. Викторович, Ставрогин Достоевского и Каразин М. Горького, [в:] Достоевский. Материалы и исследования, Ленинград 1985, с. 154.
17. Ф. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в тридцати томах, т. 10, Ленинград 1974, с.514.
18. См. об этом: R. Przybylski, Sprawa Stawrogina, Warszawa 1996, с. 36.
19. Ф. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в тридцати томах, т. 5, Ленинград 1973, с. 215.
20. Там же, с. 294.
21.Ф. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в тридцати томах, т. 5, Ленинград 1973, , с. 300.
22. Там же, с. 300.
23. Ф. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в тридцати томах, т. 5, Ленинград 1973, с. 311.
24. Н. В. Кашина, Эстетика Ф. М. Достоевского, Москва 1975, с. 82.
25. Э. Ф. Володин, Пети-же в „Идиоте”, [в:] Достоевский. Материалы и исследования, т. 6, Ленинград 1985, с. 73.
26. М. Достоевский, Идиот, Москва 1976, с. 136.
27. Э. Ф. Володин, Пети-же в „Идиоте”, [в:] Достоевский. Материалы и исследования, т. 6, Ленинград 1985, с. 75 - 76.
28. Э. Ф. Володин, Пети-же в „Идиоте”, [в:] Достоевский. Материалы и исследования, т. 6, Ленинград 1985, с. 76.
29. Там же, с. 77.