Мохаммад Реза ХАНАИ. Иранское Кино.

Это эссе - рассуждения об иранском кино.

Кино в Иране началось в 1900г. Это были импортированные фильмы и кинохроника. Первый иранский игровой фильм «Аби и Раби» был сделан в 1930. Его режиссер Аванес Оханиан. С появлением звука фильмы на персидском языке (фарси) стали популярными, (начиная с фильма «Лорская Девочка», 1933). Первоначально иранское кино находилось под влиянием индийского кино. Цензура долгое время формировала иранское кино. Никакой иностранный фильм, изображающий революцию, забастовки, антиисламские отношения или "непристойность" нельзя было бы показывать. Иранское производство фильмов процветало.

В 1960-ые годы был период западного влияния. Режим шаха это позволял Иностранные интересы стали доминирующими в средствах массовой информации. Однако Новая Волна иранского кино появилась. Режиссеры использовали новые творческие методы и не боялись социального комментария. Оригинальный фильм Дариуша Мехрджуи «Корова», (1969) представил точку зрения неореалиста, используя европейский стиль в иранском кино. Это был первый фильм, который был посвящен полностью деревне (тенденция теперь характерная для иранского фильма) и бесстрашно показал бедность, которая существовала в сельских районах. Фильм рассказывает о фермере, который очень дорожит своей беременной коровой. Он теряет эту корову и, следовательно, средства к существованию, хотя сельские жители и сострадают его судьбе. Фермер владает в безумие и в конечном счете отождествляет себя с коровой, он думает, что он - одно целое с ней. Это фильм - притча. В «Корове» символически отразился разрыв древнейших естественных связей между человеком и природой. Фильм был поддержан государством, но оно же быстро запретило его. Видение режиссера столкнулось с взглядами Шаха, нежеланием проводить реформы в будущем. Другой фильм, выпущенный в 1969г - «Гейсар» Масуда Кимиаи - также порывал с традиционным стилем Ирана, и отразил критику вестернизации иранской культуры.

Режим Шаха поддерживал возрастание вестернизации, но это было непопулярно у иранцев из-за богатства Шаха. В то время, когда большая часть людей бедствовала. Шах нанял в 1972 режиссера Голливуда, чтобы организовать празднования Персидской культуры в древних руинах Персполиса.

В течение 1970-ых появилось много высококачественных иранских фильмов. Один из них «Незнакомец и туман» (1975г), режиссер Бахрам Бэйзаи. Было выпущено от 45 до 70 фильмов исключительно для внутреннего рынка. Однако иранское кинопроизводство снижалось в годы, предшествующие Исламской революции.

Исламская революция 1978 изменила все. В первые дни Революции кино было осуждено из-за его прямой ассоциации с режимом Шаха и западным влиянием. Более чем 180 кинотеатров были сожжены, и это ограничило показ фильмов на много лет. Импортированные фильмы были первоначально запрещены, но позже показаны в подвергнутых цензуре версиях. Кинопроизводители должны были работать в пределах очень строгих кодексов цензуры. Первоначально было неясно, как далеко цензура пойдёт. «Социальный комментарий» был подвергнут самой жесткой цензуре, и женщины фактически отсутствовали на экранах кино в течение множества лет.

Семена Ренессанса были посеяны в фильмах Бахрама Бэйзаи: «Баллада Taрa», (1980), «Смерть Йазд Герд», (1982) и Амира Надери - «Поиск», (1982); хотя эти фильмы были запрещены в Иране. К середине 1980-ых официальная политика была изменена, чтобы расширить внутреннее производство фильмов. Старые режиссеры были уволены, появились новые. Два экстраординарных фильма, выпущенных в 1985, привлекли всемирное внимание к оживающему кино Ирана: «Бегун» Амира Надери и «Башу- маленький незнакомец» Бахрама Бэйзаи - (1985г).

В фильме Надери «Бегун» неграмотный молодой сирота живет в ржавом брошенном нефтяном танкере в трущобах около Персидского залива. Фильм честно изображает мир бедности, в котором собирание мусора и кража являются обычным способом добычи продовольствия. В «Башу» Бэйзаи показал жизнь мальчика на фоне войны Ирана с Ираком (1980-89), конфликта в котором погибло около миллиона иранцев. Война особенно повлияла на судьбы женщин и детей. Башу иммигрирует в область Ирана, где он непривычен ни к языку, ни к культуре, ни к климату. Различные пейзажи Ирана эффективно используются режиссером, и универсальная тема близости человека к животным связывается с предреволюционными временами. Без открытой критики революции фильм привлекает внимание к богатой предреволюционной иранской культуре.

Фильм Бэйзаи «Путешественники» (1992) продолжает театральную традицию. Бэйзаи - один из ведущих драматургов страны. Из-за низкого уровня финансирования режиссер разворачивает действие только в одном помещении.

Бэйзаи возвращается к животной символике в «Убийстве Собак», (2001), где бешеная собака используется как метафора коррупции в современном Иране. Бешеная собака противопоставлена иным отношениям собаки и человека, которые символизируют гармоничные аспекты иранской культуры. Бэйзаи было трудно делать бескомпромиссные фильмы из-за постоянного государственного контроля, и не менее трудно показывать их в Иране.

Дариуш Мехрджуи, чей фильм «Корова» был сделан в 1969, вернулся к созданию фильмов после Исламской революциив с фильмами «Арендаторы» (1986), «Школа, в которую мы ходили» (1989) и «Хамун» (1990). Трилогия, «Сара» (1994), «Пари» (1995) и «Лейла» (1996) исследовала жизнь женщин в современном иранском обществе. Фильмы имитируют атмосферу греческого театра, поскольку женщины имеют трагические судьбы в мире, где доминирует мужчины.

Мохсен Махмалбаф стал известен благодаря его фильмам «Коробейник» (1986), «Брак Благословляемого» (1988), и «Насереддин Шах- кино звезда» (1992). Его имя ассоциировалось с «Габбех» (1995) и «Моментом невиновности» (1996). Визуально богатые фильмы Махмалбафа основаны на эффективном использовании документальных элементов. В фильме «Кандагар» (2001) афганская журналистка Нафас возвращается на родину из изгнания (из Канады) после получения письма от сестры. Сестра намеревается совершить самоубийство в течение ближайшего затмения солнца, потому что не может более выносить жизнь согласно правилу Талибан. Фильм изображает препятствия на пути журналистки к её сестре в Кандагаре. Фильм полон глубины, ирреальных изображений (типа искусственных ног, сброшенных с парашюта в лагерь Красного Креста для раненых с ампутированными конечностями). «Бурха» (см. прим. 1) используется как символ репрессии, Нафас, постоянно поднимает её (яркие потоки солнечного света льются через дыры от пуль). Основанный на истинных опытах афганского изгнания «Кандагар» реалистично изображает трагедию людей и бедность, вызванную конфликтом в Афганистане. Реальные люди населяют фильм: афганские беженцы в пограничной деревне Ниатак, где не имеется никакого электричества, никакой чистой воды и адекватной обработки сточных вод. Фильм был показан, чтобы дать зрителям представление об опасных условиях внутри Афганистана. Джордж В. Кустарник, как считают, смотрел этот фильм прежде, чем он пошел на войну в Афганистане. Однако его глупое «бряцание оружием» в " Оси Зла " который он сделал в следующем году, было не одобрено и иранскими кинопроизводителями, и прогрессивными реформаторами в Иране. Махмальбаф идет по трудному пути- натянутому канату- в Кандагар. Данная в фильме информация об обработке женщин Талибаном могла читаться как критический анализ Исламского режима в Иране. В конечном счете, мощное соединение в фильме беллетристики и документального кино принесло свой плоды.

Аббас Киаростами. Его тонкое кино строится на идеально выстроенной мизансцене и медленно показывает ситуацию, давая зрителям время, чтобы подумать. Это - кино, которое скорее резонирует, чем диктует, оно воздействует сильнее, чем непосредственная власть. Киаростами имел тенденцию стирать различия между игровым и документальным фильмом, особенно в его ранних работах. Линия между фактом и фикцией, например, в «Домашней работе» (1988) и «Крупном плане» (1989). с Рефлексивный подход используются, чтобы проанализировать характер идентичности свободы и выражения, ставить вопросы в кино непосредственно, и добывать косвенно истину, которую было бы трудно добыть непосредственно в данном политическом климате. В «Домашней работе» ученики в школе постоянно подвергаются давлению домашней работы. Они неизменно находятся в состоянии домашней работы. Эта частная деталь развивается в критический анализ целой системы образования в современном Иране. Снятый в течение войны Ирана -Ирака, этот фильм говорит, что образование стало повторением милитаристской пропаганды.

История Хосейна Сабзиана, который исполняет роль известного режиссера Мохсена Махмалбафа, рассказывается в фильме «Крупный план»; фильм основан на факте. Испытание Сабзиана реальной жизнью показано, как его столкновение с неким семейством, которое обвиняет его в мошенническом получении денег от них, потому что полагает, что он Махмалбаф. Герой фильма журналист, который пытается распутать правду. Это интеллектуальный и забавный фильм.

Фильмы Киаростами славятся своей поэзией и живописными изображениями. Длинный путь до современного иранского кино от древних устных Персидских рассказчиков и поэтов, от «Робаи» Омара Хайяма чувствуется в его творчестве. Трудно осознаваемое соседство современного Исламского фундаментализма с берегом культуры, наполненной такой поэзией и эхом Zoroastrianism (религии, когда-то доминировавшей в Персии), заметно в присутствии башен и могильных холмов в бесплодных и красивых пейзажах. Мистика, которая просачивается из этих древних источников, проникает во многие фильмы Киаростами. Это очевидно, например, в фильмах «Где дом друга?» (1987) «Просто жизнь и больше ничего» (1992) и «Через оливковые деревья» (1994). Местом действия этой трилогии была местность в Северном Иране, опустошенная землетрясением 1990 г.

В фильме «Вкус вишни» (1997) человек движется в автомобиле, ищет кого - то, кто поможет ему совершить самоубийство и похоронит его мертвое тело. Самоубийство запрещается мусульманами, и ему трудно найти сообщника. В конечном счете охранник музея соглашается, но хочет знать, как это возможно хотеть умереть, когда столько чудес в жизни. Фильм типичен, в нём немного интерьеров, но много часто повторяющихся пейзажей, которые являются составляющими морального и психологического затруднительного положению главного героя. Автомобили - один из привычных образов Киаростами, например, они могут символизировать бесконечное движение. «Десять» (2001) снят полностью с капота автомобиля и напоминает документальный фильм. Здесь исследуется затруднительное положение женщины в современном Тегеране. Также обсуждаются обычные для Киаростами темы, например, отношения между правдой, (действительностью) и беллетристикой(фикцией) , документальные кадры перемежаются игровыми.

Фильм «Ветер унесёт нас с собой» (1999) - просто один из лучших фильмов недавних лет. Неназванный инженер и его коллеги из Тегерана прибывают в маленькую деревню Сиах Дарех в горах Иранского Курдистана. Автомобиль - редкий вид в этой деревне, которая кажется исключенной из современной цивилизации. Миссия инженера неясна. Он, кажется, находится там, чтобы делать запись древней церемонии траура, но лжет относительно своих целей местным жителям. Старая женщина, которую он ищет, при смерти, однако, то, что он наблюдае, совсем не то, что он хотел бы. Фильм - красивое размышление о движении человека против традиции, и о борьбе технологии против характера. Фильм - один из самих серьезных, но также один из самых остроумных (например, дежурная шутка, когда инженер должен заставлять холм отвечать на звонок его портативного телефона). Фильм полон незабываемых изображений. Если инженер представляет прогресс, то сельские жители представляют древнюю культуру, традиции, ритуалы и веру Ирана, которые отказываются изменяться и умирать. Фильм - социальный комментарий относительно сельской жизни и исследует дилемму интеллектуалов в современном Иране, но это в конечном счете размышления об универсальных истинах относительно жизни и цивилизации.

Жизнь деревни наблюдается точно. Это типично для современного иранского кино. Реальные люди сняты в реальных ситуациях, и ребенок в этих фильмах играет ключевую роль. Инженер оказывает дружескую поддержку мальчику по имени Фарзад, которому он помогает в учебе. В свою очередь, мальчик становится его гидом и информатором. На холме чернорабочий непрерывно роет канаву "телесвязи" с кладбищем (его собственная могилу?). Инженер рассказывает поэму Форуга Фаррохзаде «Ветер будет нести нас» подруге чернорабочего, когда она кормит корову в затемненном подвале (корова, символизирует ценности любви и красоты). Поэма повторяет философию Хайяма и обращается к его стилистике. Неясно, понимает ли инженер действительно её значение. «Ветер будет нести нас» - одна из лучших поэм Ирана двадцатого столетия, но ее интеллектуальное и светское видение Ирана встретилось с официальным неодобрением. Исламские революционеры осудили Хайямский Рубаият как работу еретика.

В конце фильма инженер оставляет деревню, и смывает её пыль со своего автомобиля. Неторопливый темп фильма оставляет множество «комнат» для философских исследований.

Большое количество режиссеров - женщин появилось в течение 1980-ых, Рахшан Бани-Етемад, например, «От пределов» (1987), Пуран Дерахшандех - «Маленькая птица счастья» (1989) и Тахмине Милани - «Что нового?» (1992). Фильм Рахшан Бани-Етемад «Под кожей города» (2000) представляет жесткое направление в иранском кино. Тема картины - выборы в современном Тегеране, «финансовое пирамиды».

 

Интересен дебют Самири Махмалбаф, дочери Мохсена Махмалбафа, «Яблоко» (1997). Фильм - фантазия. 12-летние сёстры, сбежав от социальных работников, оказались впервые на улицах Тегерана. Временами фильм, кажется, максимально приближается к «документу», этим он наиболее интересен. Это очаровательный рассказ об исчезновении иллюзии «свободы» у девочек. Но это и несентиментальное повествование о жестких семейных традициях современного Ирана.

В «Досках» (2000) Самира Махмалбаф изображает группу странствующих преподавателей в Иранском Курдистане, около Иракской границы, которые ищут учеников. Они несут школьные доски на спинах. Они тащат доски на себе в крутую гору. Доски используются как щиты и маскировка против военного наблюдения с вертолета и нападения, как носилки и как шины, для переломанных ног, и как валюта (меняют на что-то нужное). Мальчики, с которыми сталкиваются курдские преподаватели, неубеждены, что образование будет лучше для их будущий жизни. Резкая действительность жизни контрастирует с красивыми, ирреальными и символическими изображениями гор. Это фильм об уменьшении роли знаний в современном беззаконном мире. Последний - размытый - кадр: группа преподавателей и мальчиков пытается пересечь опасную границу.

Появляется поколение независимых иранских режиссеров, которые формируют новое отношение к жизни и искусству. Они декларируют более широкую свободу слова, большее равенство для женщин, и большее разделение религии и светских аспектов государства. Победа на выборах Сеййеда Мохаммада Хатами в Мае 1997 дала надежду реформаторам. Эта надежда очевидна, например, у Самири Махмалбафе в фильме «Яблоко». Хатами был переизбран в июне 2001, но у реформаторов и интеллектуалов есть много сложностей. Будущее сомнительно. В дополнение к режиссерам, которых я уже упомянул, хочется отметить Парвиз Щахбази, Расул Более грустный Амели Маджид Маджиди, Хасан Уектапанах, Бахмаи Фарман Ара и Бахман Гобади. Теперь несколько слов о двух других восходящих звездах иранского кино.

Отличительное видение мира Аболфазла Джалили пронизывает его фильмы «Дорна» (1990), «Дет, означает «девочка»» (1994), «Истинная история» (1996), и «Танец пыли» (1998). В «Танце пыли» рассказывается история 11-летнего чернорабочего мальчика Ллию, который работает на кирпичной печи в отдаленной области Ирана. Он оказывает дружескую поддержку таинственной девочке по имени Лиму, которая прибывает к печи с матерью для сезонной работы. Этот красивый фильм почти свободен от диалога, между этими двумя детьми устанавливаются сильные отношения, выраженные одними взглядами. «Дельбаран» (2002) - влюбленность беспокойство. Типичный 14-летний афганский беженец по имени Каим (мать убили, отец борется за Северный Союз), находит работу на грузовике в пограничном городе Дельбаран. Он восстанавливает разрушенные транспортные средства области. Разрушенные машины становятся метафорой недолговечности жизни. Фильм начинается и заканчивается энтузиазмом молодого человека, в то время как военные самолеты- трутни - не могут подниматься в небо. История рисуется легко, в фильме яркие изображения, неожиданный юмор; возникает легкость контакта со зрителем в отличие от более мрачной ранней работы режиссера. Фильмы Джалили соединяют резкий реализм, поскольку трудная жизнь главного героя фиксируется реалистично, с поэтическим лиризмом, который является типичным для современного иранского кино.

Режиссерский дебют Джафара Панахи (прежнего помощника Киаростами) «Белый воздушный шарик, (1995), фильм в котором семилетняя девочка идет на рынок, но теряет деньги, которые мать дала ей, чтобы купить золотую рыбку. Фильм снят в «режиме реального времени». Мы видим улицы Тегерана, народ перед Новым годом (21 марта). Фильм строится как ряд точно наблюдаемых инцидентов. Точка зрения ребенка на «взрослый» мир создает хороший эффект беспокойства за мир вообще. Афганский мальчик с белым воздушным шаром помогает ей возместить ее деньги. В «Круге» (2000) исследуются истории четырех женщин, которые борются против откровенной дискриминации по половому признаку. Фильм имеет дело со спорными проблемами, включая аборт, проституцию и развод. Снятый на улицах передвижной ручной камерой, он переключает действие с одного главного характера на другой, предполагая, что «характером» могла бы быть любая женщина. Панахи, намекнул, что хотя снято как один день разных женщин, фильм может читаться как жизнь одной женщины на различных этапах ее жизни. «Круг» похвалили, но из-за его предмета его исследований он никогда не был выпущен в Иране.

Иранский фильм имеет отличительный взгляд и чувство, частично из-за ограничений цензуры. Фильмы, касающиеся детей, имеют общие черты, например. «Башу», «Бегун», «Где дом друга?», «Домашняя работа», «Яблоко», «Танец Пыли», «Делбаран», «Белый воздушный шар». Маджид Маджиди «Отец» (1996) и «Цвет бога» (1999), и Рассул Садре Амели «Девочка в тапочках» (1999), являются недавними примерами. Это фильмы - прости, истории. Они не так привлекают внимание цензуры. Социальная критика здесь скрыта глубоко и нет прямых нападок на исламский режим.

Режиссеры должны найти решения, когда закон ограничивает их средства выражения. Цензура диктует, что женщин можно показывать только носящих Хеджаб (косынку). Панахи снимал женщин в «Круге» на открытом воздухе потому что он не хотел допустить в фильме ложь, показывая их носящими Хеджаб в собственных домах. Однако женщин теперь показывают в иранских фильмах, и социальные проблемаы, касающиеся женщин и детей, стали ключевой темой в иранском кино. Пристальный взгляд на них больше не противопоказан: он может быть прямым и даже эротически заряженным. Большинство иранских фильмов продолжает соответствовать жанру, и делаться для местного проката, хотя новое поколение режиссеров снимает качественные фильмы. Авторские оригинальные работы бросают вызов рутине. увеличивающийся номер из фильмов качества, которые являются. Однако множество важных иранских фильмов было запрещено дома. Их воздействие на общество поэтому ослаблено. Тем временем фильмы иранскими лучших режиссеров все более и более делаются для международного рынка. Роль иранского кино в этих обстоятельствах становится самостоятельной темой в новых фильмах (например, «Под кожей города», 2000, который, был запрещен в Иране).

Иранские фильмы производят впечатление вводящей в заблуждение простоты. Они тонкие и интеллектуальны. Хорошо используют символы; режиссеры все - мастера пейзажа, умеют показать захватывающие дух своей красотой уголки Ирана. Их рассказы имеют универсальное значение. Человечество и индивидуум часто противопоставлены друг другу. Режиссеры серьезны, но также часто игривы и имеют «кривой» юмор. Они заимствуют много у богатой документальной традиции и информативны. Фильмы могут быть красивые и лирические, но всегда основаны на реализме, который является несентиментальным. Они непретенциозны и обеспечивают аудиторию материалом, чтобы думать. Действительно, часто требуется аудитория, чтобы умела думать. Фильмы не имеют специальных эффектов, взрывов, несоответствующей громкой музыки, или эффектных поз «звезды». Они поэтому предлагают альтернативу господствующей тенденции кино Голливуда, и, находят всемирную аудиторию. Множество иранских фильмов выиграло главные призы на Международных Фестивалях, например в Каннах - «Вкус вишни», «Белый воздушный шар». Несколько из сегодняшних больших режиссеров очень известно. Они боролись, за то чтобы делать честные фильмы, и их фильмы занимают место среди лучшего кино, произведенного где-либо в мире.

Нет возможности подробнее остановится на каждом заслуживающем внимания иранском режиссере. Однако, я надеюсь, что это эссе достигло цели, и смогло убедить Вас захотеть разыскать некоторые из замечательных фильмов, которые я упомянул.


Примечания

1) Borkhe, женская одежда, что - то в роде маски, которую женщины используют, чтобы скрывать лица.

Tags: 

Project: 

Год выпуска: 

2003

Выпуск: 

7