Николай ФИЛИПЬЕВ. Мифология и МетаМифология

 

Настоящее время характерно тем, что:

1. Принят социальный проект «нового мышления», основанный на понятиях «рынок» «демократия» «права человека» «экономическая свобода».

2. Этот проект дал множество негативных результатов в областях: социальной справедливости,  моральных устоев, духовности, образовательного, культурного и научного потенциала общества,  развалил производства, создана сырьевая экономика, коррумпирована власть.

3. В таких условиях прослеживаются две тенденции: 1) вернуться к старому, проверенному, «сталинскому» проекту, или к какому–нибудь «до–сталинскому», например, «православной монархии», «нео–язычества». 2) создать новый проект, лишенный недостатков предыдущих.

4.  Попытки усовершенствовать прошлые проекты или создать новый сталкиваются с гносиологической проблемой «вавилонского столпотворения» – невозможность найти общий и всем понятный язык для описания РАЗНЫХ, непохожих проектов, Каждый автор или последователь проекта НАМЕРТВО ПРИВЯЗАН к терминологиии и понятийному аппарату СВОЕГО проекта и, либо не понимает, либо не желает понимать понятийный аппарат других, проектов, даже очень близких.

5.  Выходом из создавшегося положения является создания языка «высокого уровня», или мета–языка, с помощью которого можно было бы выразить с единых позиций если не все, то наиболее острые проблемные вопросы. Главное – понять причины и формы возникающего непонимания.

6.   В качестве такого языка предлагается язык МЕТАМИФОЛОГИИ социально–идеологических проектов.
 

Основа

Человек отличается от животного умением создавать МИФЫ. Кошка может учить котят охотиться и множеству других кошачьих умений. Но никогда не станет рассказывать котенку сказки. Сказка – способ передачи опыта и знаний, это простейшая форма мифа. Более сложная форма – религиозное откровение или научная теория. Миф – это отражение Реальности, по выражению Ю.М. Люляева – дырка на теле Бытия. Бытие самоценно и самодостаточно. Оно бесконечно сложно.

Ни одна научная теория не исчерпывает всей сложности Бытия. Поэтому теория вынуждена прибегать к абстракции, к заведомому упрощению, с целью передачи опыта в компактной и понятной форме. Ньютон знал о механике гораздо больше, чем 3 закона, но для передачи своего знания сформулировал эти законы.

Это «добросовестная» мифологизация, с целью передать самое важное в простой форме. Обратим внимание, что в другое время и другая реальность потребовала бы и другого мифа, другой абстракции. Для той же механики Ньютона потребовались, в дальнейшем, квантовые и релятивистские уточнения. Христос, в притче о сеятеле, говорит ученикам – Нам придется вникать в самую суть Откровения. А людям, которые нас слушают, мы говорим притчами, чтобы они могли понять нас.

Мифов гораздо меньше, чем людей. Поэтому сознание человека позиционируется  относительно каждого мифа. Будем различать четыре позиции.


Сверху. Человек, или группа людей, глубоко и добросовестно изучившая вопрос, или социальный проект, записывают его в символической, компактной форме, понятной для других. При этом они неизбежно вводят новые понятия. Например, Маркс ввел НОВЫЕ понятия «господствующий класс», «прибавочная стоимость», «эксплуатация» – которых не было раньше. Максвелл ввел понятие «ток смещения», который не был известен ни Амперу, ни Фарадею. Всем остальным знание уже передается в мифологической форме. Безусловный и непременный элемент мифа –  «возвышенная мечта» (выражение И.В.Сталина), которая порой сухой аналитической мысли придает яркую эмоциональную форму, вызывая самые высокие чувства.

Снизу. Люди, которые поняли и восприняли миф, используют его в инженероно–конструкторских целях, считая формулы и принципы точными и неизменными, создают под него работоспособные структуры и с помощью структур выстраивают реализацию проекта. Особенность. Миф воспринимается БУКВАЛЬНО, как ТОЧНАЯ и БЕССПОРНАЯ копия реальности

Слева. Люди, которые видят не для всех понятные НЕДОСТАТКИ, неточности и парадоксы мифа, критикуют его и выявляют неадекватности. Левая позиция – испытание мифа на прочность.

Справа. Люди, которые, под влиянием критики слева, пытаются разобраться в сути, уточнить и дополнить миф, укрепляя его.

Следствие. Миф может быть ДОБРОСОВЕСТНЫМ или МАНИПУЛЯТИВНЫМ (например,  дискурс).

Добросовестный миф имеет ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, последовательно проходя следующие стадии:

– Фантастическая – «возвышенная мечта» недостижимый идеал, сказка о лучшей жизни, утопия.
– Возникновение социального проекта и его мифологизация «мы рождены, чтоб сказку сделать былью»  – как правило, это подвижническая, кропотливая и добросовестная работа – иначе миф не выживает.
– Атака слева, и «демонизация» устоявшегося предыдущего социального мифа «весь мир насилья мы разрушим до основанья».
– Создание структур и инструментов для реализации мифологически обозначенных целей
– Сакрализация структур,  и представлений мифа как единственно верных и безошибочных, раз и навсегда данных. На этой стадии возникает «догматическое угнетение», выделение «иноков», и поиск защиты от давления структур, что приводит к неизбежности  следующего.
– Создание манипулятивных схем использования (получения выгоды и преимуществ) от сакрализованных структур, злоупотребление социальными шаблонами и нормами
– Ослабление мифа под ударами слева,
– Разрушение мифа и приход нового.

В процессе прохождения ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА миф последовательно опускается по шкале ДОБРОСОВСЕТНЫЙ–МАНИПУЛЯТИВНЫЙ.
 
Никогда в истории не было случая РЕСТАВРАЦИИ старого мифа после его демонизации. При попытке восстановить его вместе с ним восстанавливаются и его МАНИПУЛЯТИВНЫЕ структуры. Но новый миф возникает на обломках старого, через глубокое переосмысление его реальностей, с привлечением понятий, совершенно НОВЫХ, отсутствующих в старом мифе.

Из множества отдельных мифов складывается культура. Важной частью культуры являются образование и наука. Образование складывается из ступеней, по степени сложности и глубины изучаемых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ мифов. Например, есть школьная и институтская физика – это, строго говоря, разные науки, разные дисциплины мышления.

Роль мифов очень велика, особенно роль их фантастической, мечтательной составляющей. Например, мечта о реванше создает легенды о фантастических подвигах предков – и следующее поколение возвращается уже с реальной победой.
 

Следствие 1. Почему в общественном сознании прошлое  всегда мрачное, а будущее всегда светлое?

От прошлого остались лишь ДЕМОНИЗИРОВАННЫЕ мифы. Прошлое было намного интереснее, богаче и ярче, чем это принято считать. Нужно ВОССТАНАВЛИВАТЬ то лучшее, что досталось нам от прошлого и что хранится в АРХЕТИПАХ нашего сознания. Для этого нужно тщательно изучить демонизированные мифы прошлого и найти их светлые стороны.

Прогресс – это иллюзия превосходства настоящего перед прошлым, построенный на демонизации прошлых добросовестных мифов.

На мой взгляд, наиболее опасной демонизацией прошлого была демонизациия прихода ПРАВОСЛАВИЯ на Русь, названный в Романовский период католиками–поляками, а следом и немцами – историками  «монголо–татарским игом». Именно приход ПРАВОСЛАВИЯ объединил некогда разрозненные территории лесных кузнецов и степных наездников в единый Русский мир, и в единую Русскую цивилизацию – с почтовыми трактами, с ямщиками и просеками, с монастырями–университетами, с крепостью и девичьим полем, с легендарными «каликами перехожими» «сороками» и «кукушками». И с Русской Правдой, бросившей когда–то вызов католическому Римскому Праву.

Нужно с интересом и уважением отнестись к тому, что всех нас когда–то объединило.
 

Следствие 2. В жизненном цикле любого мифа, любой идеи, особенно опасный этап – сакрализация структур.

Именно запрет «иночества», запрет выхода за пределы мифологемы, запрет обозначения границ адекватности мифа приводит к дальнейшей его демонизации. Это происходит через  «разворачивание» сакрализованных структур в манипулятивную сторону, к появлению «священных коров», к разделению территорий знания на «удельные княжества». Необходимо принимать особые меры предосторожности именно к этому этапу.

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2014

Выпуск: 

7