Вячеслав КУПРИЯНОВ. Пейзаж с полифемом.

ХАОС

В начале был Хаос.
Перемешаны были
соль и свинец, золото, медь,
камень, свет и вода. Человека
еще не было. В Хаос
из хаоса пришел человек.
Из хаоса своего подножья
он добывал железо,
золото, медь, соль и свинец.
Так исчезло подножье.
Но с этой добычей
человек устремился за светом
туда, где скрывался
хаос новых подножий. Вокруг
создавался железный порядок:
из земли возникали
пыль, песок и зола,
из морей возникали
соль и вода и камни,
из звезд возникали
огонь и зола. Уже не было
ни земли, ни морей, ни звезд.
И лишь в человеке
собирались вместе
соль и свинец, золото, медь,
камень, свет и вода. Но
Человека
уже не было.

 

 

 

 

ПЕЙЗАЖ С ПОЛИФЕМОМ

Это все отражается:
 
Сизиф катит свой камень
Икар падает в море
Прометей прикован к скале
 
И беспечно резвятся
Внеисторические нимфы
Аполитичные фавны
В восторге
От мимолетности жизни
 
Это все отражается
В налитом кровью
одиноком глазу Полифема
 
Который вот-вот выжжет
Ищущий свою родину
Странник Одиссей

 

 

 

ПЕЙЗАЖ С ГРОМОМ

Над скалой поющей под ветром
Словно тенор в театре ла скала
Над морем помнящим историю
Не хуже франсуа мориака
Из облака похожего обликом на оруэлла
Вот-вот прогремит антиутопический гром
Раскатистый как имя грэма грина
Вслед за ослепительной молнией
Мимолетной и острой
Как гений мольера
И хлынет дождь как из верлена
 
Монотонный и томный
Одинаково высокопоставленный
В любой радиоточке
Земного рене шара

 

 

 

ИСКУССТВО СТРЕЛЬБЫ

совершенствуй искусство стрельбы
старайся как можно точней
не попасть в человека
ни в мужчину ибо он идет к женщине
ни в женщину ибо она идет к ребенку
ни в ребенка ибо он еще не знает куда идти
ни в старика ибо он вовсе не хочет
встречи не со своей смертью
 
тщательно совершенствуй
искусство бомбометания
это так трудно
не попасть в город или не задеть деревню
не стереть с лица земли
еще одно необщее выражение
совершенствуй это искусство
ради чужой и собственной жизни
 
ибо пули и бомбы минуют тебя самого
и тебе еще удается миновать мины
лишь потому
что твой совершенный противник
не хочет тебе уступать
в этом поразительном искусстве

 

 

 

СИМФОНИЯ СТУЛА, ОПУС 74

Анданте

Скрип
Скрип стула
Скрип стула под гнетом
Усталого тела
Скрип дубового стула
Скрип плетеного стула
Скрип и сказки венского стула
Скудный скрип стула в столовой
Когда садится за стол голодный
Скрип стула схожий со стоном
Когда встает со стула сытый
Скрип стула в столице
Слышимый в ста соседних странах
Последний скрип электрического стула
Скрип черта в стуле

 

Аллегро

Стук
Стук стула
Стук стула со смаком
Стук стула об пол одной ножкой
Стук стула всеми четырьмя ногами
Стук сталкивающихся стульев
До начала спектакля в оркестровой яме
Стук спинки стула сбитого с ног
Растерявшимся растяпой
Постылое постукивание по стулу пальцами
Засидевшегося за полночь гостя

 

Финал, крещендо фуриозо

 

Свист!
Свист стула
Летящего на все четыре стороны света
Свист деревянного стула в тоске
По замыслу сделать вместо стула скрипку
Свист!
Удар!
Еще удар!
Удар летящего со свистом стула
По застоявшейся тупой голове!

 

 

 

* * *

глядишь вперед
своими очами грешными
 
видишь
 
как по капле
накапливают
океан для всемирного потопа
надеясь выйти
сухими из этой воды
 
как высекают
искру за искрой
для мирового пожара
надеясь на этом
нагреть руки
 
тайно сколачивают ковчег
роют бункер
обещают явно
воздушные замки
 
спешишь очнуться
оглянуться назад
 
увидеть закрытыми глазами
вместилище жизни лес
игру русалок и рыб
в еще чистых речках
 
под золотым сечением солнца
океан-море рождает
богиню любви из пены
 
и вот уже кто-то как посуху
идет по смиренным волнам
 
голоса детей из детского сада
над могилами предков шумят сады
тишина в садах академа
еще скрывает древо познания
добра и зла
райский сад
 
так идешь
оглядываясь в грядущее

 

 

* * *

Мир звучит
будто все идиоты
стали музыкантами
их толоконные лбы
влюбленно
сталкиваются
и порождают свободу
от настоящего времени
 
Мир смотрится
как многосерийный детектив
все жаждут продолжения
считая себя героями
а не жертвами
праздного любопытства
ежедневное массовое самобийство
в омуте телеекрана
 
Этот мир
хочет быть на любой вкус
уже обесцвечена кровь
все пресно
 
Этот мир
пахнет средствами передвижения
противозачаточными средствами
 
лишь нехватка средств
внушает надежду
на будущее

 

 

 

МАСС МЕДИА

Глобальные
Глупости
Пересекают
Великий океан
 
Межконтинентальные
Нелепости
Курсируют между
Востоком и западом
 
Сверхскоростные
Недоразумения
Переходят
Все границы
 
Чувство меры
Всего мира
В трансатлантическом
Трансе

 

 

 

 

ЛЕММИНГИ

1.

Лемминги бегут от жизни к смерти,
ибо жизнь такова, что лемминги не в силах
всю ее вместить в себя, их становится больше,
чем жизни, они превращаются в массу,
которой зрелище замещает жизнь,
и они устремляются в море, как в зрелище.

 

2.

Лемминги бегут от страха однообразия,
они сходят с ума, не узнавая себя
среди себе подобных,
они бегут в направлении зрелища,
дабы увидеть свое настоящее лицо,
отразившись в зрелище моря.

 

3.

Лемминги бегут, перепуганные друг другом,
ужас усиливается тем, что они сбиваются со счета,
для любви достаточно двух, уже третий лишний,
трое составляют коллегию, семеро одного не ждут,
десяток может быть неробким,
но у страха глаза велики, уже серая сотня
сама себе кажется черной,
а там уже тьмы, и тьмы, и тьмы,
тьма больших чисел сводит к нулю единицу,
большие числа гонят леммингов
в актуальную бесконечность моря.

4.

Лемминги бегут, как будто они уже люди.

 

 

 

ЗАЙЦЫ

Если зайцев вооружить
чтобы они истребили волков
будут ли зайцы
волков истребив
истреблять друг друга?
Будут ли зайцы
истреблять тех
кто их вооружил?
Будут ли
зайцы?

 

 

 

ДИОГЕН

С фонарем
иду
через лес:
 
дуб
где твой брат
олень
 
через деревню:
 
собака
где твой
друг
 
через город:
 
люди
где
человек

 

 

 

ПОИСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

необходимо сочувствие конструируем
контур который после некоторого
колебания может выдать два три
теплых слова вставляем полупроводник
пропускающий только да ставим
лампу усилитель светлого чувства
еще лампу как выпрямитель внезапной
надломленности конденсатор слез
трансформатор смутной тревоги
индикатор притворства сердечник
из очень чистого материала ручка
настройки сердечности снимаем
лишнее сопротивление только
положительные контакты и еще раз
контакты и контур замкнут осталось
накрыть футляром и машина готова
произведем испытание живая душа
в тоске по объятиям ангела мечется
над землей и вдруг натыкается на
колючую проволоку перфокарта готова
вводим ее в машину и слышим
мерное сочувственное мычание
полный успех теперь еще надо
продумать дизайн футляра и вставить
предохранитель на входе и счетчик
на выходе ибо сочувствие необходимо

 

 

 

ПЛАЧ

Я плачу
потому что никто
не видит
 
я плачу
потому что никто
не слышит
 
я плачу
потому что слезам
не верят
 
я плачу
потому что все
пройдет
 
даже
плач

 

 

 

СМЕХ

Я смеюсь
над собой
потому что слышу
как смеются
над нами
 
над нами смеются
потому что видят
над чем
мы смеемся
 
печальнее всех
тот кто хочет
смеяться
последним
 
смешно
ждать
так долго

 

 

 

СТРАХ

Я боюсь
что страшное
еще вернется
из прошлого
 
я боюсь
что страшное
еще нагрянет
из грядущего
 
я боюсь
настоящего
страха
 
боюсь
что страх
уже не поможет
 
 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2003

Выпуск: 

3