СЕНТЯБРЬ
- Ты помолись, чтоб услышало наш разговор
- Лето, школьным звонком расстрелянное в упор
- Там, где написано: “Вход со двора”, и эта
- Надпись теперь приветливей вывески на пивной.
- Правда, понять это можно не сердцем, но головой,
- Так как дождями сердце, точно свинцом, задето.
- Только вручить бы зонтик мокрой от слез душе,
- Целый набор обещаний вместо карандашей
- Можно с собой на урок отнести в портфеле.
- Ветер, взъерошив прическу, как ты - блокнот,
- Вновь желтизной обесценившихся банкнот
- Сыплет под ноги девушкам, как Рокфеллер.
- А в учебнике шар земной вертится, как юла,
- Не потеряв равновесия - пока еще. Зеркала
- Впитывают блеск туфель и глаженой униформы.
- Мы отныне все одинаковы, как в строю.
- В стаю сбившись скорей, сантименты летят на юг,
- Потому что им места нет среди теорем и формул.
- Даже классик в прятки играл со своей судьбой,
- Написав как-то раз, что праздник - всегда с тобой,
- Ведь на фото застряв, лето плохо ложится в память.
- ...Как и в прошлом году, равнодушный к чужим рукам,
- Мел безбожно крошится, но только теперь к словам
- “До свиданья”, “до встречи” уже ничего не прибавить.
- ***
- Пока умытый полдень весел,
- есть время повернуть назад,
- чтоб тихой грусти занавесок
- не попадаться на глаза.
- Казалось, комната не рада,
- что, побывав в твоих ладонях,
- губами расписалась радуга
- на белом бланке подоконника.
- Усталым вишням не зазорно
- рубашку сбросить, точно маску,
- коль перевернуты озера
- последней рюмкой первомайской.
- Мы все на свете растеряем,
- и голос вымокнет до нитки
- на сумасшедших расстояниях
- от поцелуя до калитки.
- Но если снова будет вечер,
- тогда в обманутом саду,
- чуть подмигнув плечам доверчивым,
- чужие окна зацветут.
- ЕРАЛАШ
- Неделя до каникул.
- Вся жизнь - как на ладони.
- А ты с открытой книгой
- сидишь на подоконнике,
- до одури красивая,
- в отстиранной до блеска
- рубашке, юбке синей,
- сняв галстук пионерский.
- Твой гардероб был цвета
- французской революции -
- живой фрагмент рассвета
- с душой парижской улицы
- и с нежностью в глазах.
- Квартал собой заполнив,
- весенняя гроза
- зачеркивала молнией
- все признаки пожара
- у Бога на устах,
- и мне в лицо дышала
- вот эта пустота
- в спортзале и в учительской.
- И в классе - никого,
- лишь ты - мой романтический,
- мой книжный триколор.
- Был зелен школьный сквер.
- Мне снились на уроках
- Дантон и Робеспьер,
- патлатые, как рокеры,
- но где теперь, дружок,
- страна моя и школа?
- Адреналин, ты сжег
- героев рок-н-ролла,
- и тень ложится на
- их лица, чуть живые.
- Другая им цена,
- и мы - совсем другие.
- Так редко, стороной,
- кивнув чужой свободе
- обритой головой,
- вчерашний день проходит,
- не расправляя плеч,
- не опуская ворот,
- но для нечастых встреч
- уже и это - повод.
- Ну, вспомни - целый мир:
- неслыханное будущее,
- зачитанный до дыр
- роман несуществующий,
- погасшая звезда,
- рифмованные жалобы,
- большие города,
- магнитофоны ржавые,
- зеленоградский пляж
- с забытым полотенцем -
- весь этот ералаш
- в отдельно взятом сердце.
- Верни его, и пусть
- звучит над променадом
- припев, что наизусть
- ты помнила когда-то.
- Плюнь на взаимосвязь
- судьбы и нервных клеток,
- любовь не удалась -
- станцуем напоследок.
- Пусть, вырубая свет
- и не жалея легких,
- хрипит живой концерт,
- зажевывая пленку,
- а с фотографий выцветших
- глядят на этот праздник
- от праздников отвыкшие
- друзья и одноклассники,
- святые и подонки,
- скучающие зрители -
- мальчишки и девчонки,
- а также их родители.
- “Summertime,
- and the living is easy…”
- “Порги и Бесс”
- В безымянном кафе напротив грохочет весь день бильярд,
- и солнце нагло в квартиру прет, игнорируя тополя,
- сквозь надоевшие заросли неглаженного белья.
- На стенах грустят картины, теряющие рассудок.
- Закат никогда не сочувствует обесточенным фонарям,
- лишь письма и фотографии - и те от стыда! - горят,
- в то время, как город уже демонстрирует всем подряд
- самое что ни есть скверное время суток.
- Верный законам жанра, надрывается соловей,
- рядом пьют водку шляхтичи неголубых кровей,
- в Польше не делят публику на “шестерок” и королей,
- даже окрасив эмоции в цвет черепичной крыши.
- Выйти на улицу под названием “Новый Свят”
- и прогуляться к фонтану, пока все спят.
- Хочется стать человеком, поворотившим вспять
- крестовый поход прогресса свиданьем с Мариной Мнишек.
- Она оставит вязание, сняв халат,
- уместный, как послесловие к отступающим холодам,
- напомнит нотную грамоту, сладкую, как халва,
- споет мне о том, что летом не жизнь - “малина”,
- о том, что отец деловит, а мать - хороша собой,
- и скоро забудется мелкий дождик, едва живой,
- особенно, если улицы, зашторенные листвой,
- тебе улыбаются… Что ж ты молчишь, Марина?
- Варшава сама как избитый до слез сюжет,
- как праздничная открытка с развалинами в душе,
- и здесь одни только скверы по осени в неглиже,
- а все остальное с чужого плеча надето -
- чиновники, шоумены, примазавшаяся рвань
- и полчища местных красавиц - куда ни глянь!
- И возвращает взгляду полупрозрачная ткань
- знакомые очертания первых симптомов лета.
- Летом казаться старше - неслыханный “моветон”
- для тех, у кого образ мыслей сединами убелен.
- И вечерами дурью напичканный Купидон
- целится в каждое сердце, периодически мажет.
- Южный загар слишком жалок на вздрагивающих плечах -
- кто объяснит, почему до сих пор по ночам
- ты плачешь навзрыд, оставляя свою печаль
- наволочке с символическим изображением пляжа?
- Любовь все чаще относят к чувствам, устаревшим, как самиздат,
- поскольку ее составляющим не свойственна новизна.
- Один Иисус Христос - по-прежнему суперзвезда
- со следами прививок от звездной болезни на узких запястьях.
- Он-то, конечно, знает все наперед -
- почему чья-то скрипка так неисправимо врет,
- когда забренчит пианино, и времени сколько пройдет
- от первого поцелуя до первого же причастия.
- Если ты слышишь музыку, то, чего в жизни нет
- можно увидеть воочию, не выпив, но опьянев.
- Сердце Шопена, хотя бы и замурованное в стене
- собора Святого Креста, совсем не пустое место.
- Знаешь, Марина, нагромождение памятников и святынь
- не удивительней, чем на асфальте выросшие цветы.
- Ради спасенья души совершенно не стоит учить латынь,
- пусть даже город Париж все-таки стоит мессы.
- 3. СКВЕР ПОЭТОВ
- На кухнях гудят отголоском привычек старорежимных
- игривые радиоволны с дефектами речевыми.
- Живая природа вне конкурса, тем более, что неживые
- цветы на обоях слишком навязчиво расцвели.
- Разбавь свою пресную драму интонацией оперетты,
- не удивляясь дождям, просочившимся в утренние газеты.
- Лучше свести знакомство с бандой местных поэтов,
- гуляя в поисках счастья, продающегося в разлив.
- Их сквер переполнен стихами с привкусом фатально незрелых вишен,
- из них половина - гении, но здесь они явно лишние,
- когда же, подсев к ней поближе, перехожу на личное,
- и вечер до неприличия наливается синевой -
- поэзия выполняет функции бронежилета,
- в то время, как в пепельнице уже тлеет - чужое - но все же лето.
- К чему здесь все ваши верлибры, пани Эльжбета?
- Я, пусть и выучив польский, не понял бы ничего,
- так как чтение вслух неуместнее, чем границы
- в объединенной Европе или фраза “Откройте, полиция!”
- в тот самый момент, когда ты объясняешь ей, что не влюбиться
- не мог, спотыкаясь в грамматике и путая времена.
- Сегодня даже Мицкевич - не больше, чем просто памятник
- эпохе, в засаленном смокинге ползающей по паперти.
- Часы бьют полночь. Что к этому может еще прибавить,
- будто от малокровия страдающая, луна?
- Ночь не оставит шансов призрачным расстояниям
- между прошлым и будущим, между нашими странами;
- высотные здания в центре с убийственной выправкой Сталина,
- дожди белорусского происхождения, сраженные лучевой
- болезнью, все это - продукт неожиданного слияния
- наших, пускай не лучших, традиций, братья-славяне.
- Нынче всего надежней, как ни жонглируй словами,
- быть в полузабытой церкви расплакавшейся свечой.
- …Я собираюсь домой, уже не понимая, что же
- делаю здесь, и какой день недели бездарно прожит,
- а из-за стойки кивает бармен, немного похожий
- на персонажа поэмы, которой две сотни лет.
- Вспомнить бы адрес и телефон, прическу, цвет глаз - да где уж!
- На изувеченной памяти проклятье лежит, как ретушь.
- Завтра мне уезжать. Налейте-ка, пан Тадеуш -
- вспомню дорогу к вокзалу, поеду и сдам билет.
- 1. АЛЛЕЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
- О чем тебе рассказать? Откуда отправить открытку?
- Дорога на главпочтамт, забытая мной, отвыкла
- от дружеской переписки с ее избранными местами,
- которая наше прошлое, как фотоальбом, листает:
- вот это пивная, кондитерская, вокзал, вход в метро, а это -
- любовь моя в светлой блузке не помню какого цвета.
- Стою у открытой форточки. Вечер к одежде липнет
- с его никому не известным штрих-кодом ливня,
- что, в общем-то, не препятствует изучению внешних данных
- двадцатилетней соседки, принимающей ванну, -
- вот, кажется, и дождался милостей от природы,
- и все потому, что в полночь не отключают воду
- ни в центре, ни в старом городе, ни даже на этой улице,
- похожей на ксерокопию страницы из конституции,
- оставленную в туалете публичной библиотеки,
- всю в пятнах большой политики. Вчера еще были деньги,
- сегодня - одни амбиции, уверенность, что столица -
- бесплатное приложение к приветливым женским лицам.
- Незнание языка объясняют болезнью роста
- объемов внешней торговли, так что по-русски сносно
- общаются лишь свидетели второй мировой войны,
- а вовсе не те, кого хочется погладить ниже спины.
- Я долго не мог настроить приемник, и каждый вечер
- в эфире шел дождь, разбавленный музыкой польской речи.
- Не правда ли, непогоду пора оставлять за кадром?
- Блондинкам июнь к лицу, и лицо без клейма загара
- воспринимается улицей как тело, почти инородное.
- И солнце не хуже действует, чем перекись водорода,
- хотя в наши дни в Варшаве ничто так не красит женщину,
- как полное равнодушие к разлитой в газетах желчи
- по поводу наркодилеров, купальников, мыльных опер
- и очагов слабоумия в уставшей от войн Европе.
- Под окнами - сонные ивы с испорченным настроением,
- вокруг - темнота аллеи, когда-то лишенной зрения,
- и, кажется, эти губы привычное “завтра увидимся”
- не произнесут. И любовь не перерастет в зависимость.
- 2. SUMMERTIME
Project:
Год выпуска:
2003
Выпуск:
9