Ольга АЛЁШИНА. Веретено и гонг

Мало воздуха, в лёгких листья. 
Искушение – замолчать. 
Разметать бы, шагнуть и скрыться… 

Красной лампой в лицо – их лица 
Исступлённые. Невзначай 
Тает сахарный календарь – 
Антипод безвоздушных камер. 
Йодом пахнет карманный камень 
С моря прошлого, камень-жар. 
Кислота разъедает ткани, 
А изнанка – огонь и танец, 
Ядовитые пятна – память… 

Тонкий ветер молчит о смерти. 
Абсолютно фальшив, не верьте! 
Белокаменно на душе. 
А внутри – золотится дворик, 
Книгочей и фотограф спорят: 
Если тени погаснут вскоре, 
Разве стоит писать портрет? 
Каждый миг ослепляет вспышка, 
А модель из пожара вышла – 

И над городом в пряном смоге 
Заблудилась среди морей. 

Корабли. Паруса из криков 
Оплывающих берегов. 
Лепетание волн и рифов. 
Льётся воск необжитых слов, 
Если тронуть дыханьем остров. 
Корабли… или только остов… 
Ценный камень под воду тянет. 
Изменяют страницы рук, 
Их листают: за взмахом – круг. 

Мало воздуха. В лёгких – листья… 
Успокоиться и читать. 
День засвечен и будет длиться 
Ровным выдохом постраничным 
Еле-еле… Команда: «встать!» 
Целый двор в объективе замер. 
Ассиметрия: дождь и пламя.

 

 

 

ИНТРОВЕРТ

 

Качелей скрип
в краснеющем дворе –
где карусель
склонилась над газоном,
и кружатся
деревья в мишуре,
прохожих сны
пролистывая звоном.

Они спешат
на свет и аромат
миндальных лун
в плетёнке тополиной –
оглохшие
от колокольных трат
и мнимых струн
кленовой мандолины.

В еловой тьме
маячит алый клюв.
Тукан-закат
вскрывает кабинет.

Толпу-орех
заглатывает люк.
И пахнет миндалём
вчерашний снег.

 

 

 

ВАЛААМ. ОТРАЖЕНИЯ

 

1

Сквозь помехи –
экран, как помешанный –
фиолетовая гуашь.
Северной ночи ватман
тлеет в прозрачных лампах
фитилём – разноликий страж.

Ложный холод
сквозь сон можжевеловый
пробирается – волоок.
Лодочник чертит берег –
контур воды неверен.
Нарисованный – тоже бог.

Между верой
и гаснущей Ладогой
невесомые корабли.
Пепельно-птичье скерцо
яблоком или сердцем
обрывается до земли.

 

2

Раскалён и расколот –

молния в дерево!

Как зелёный осколок –

лунница берега,

амулет суеверных волн.

 

Наблюдатель спокоен.

Идол языческий

суеты недостоин.

Идолов тысячи

виртуозно качают чёлн.

 

Металлический гребень –

вспышка-мгновение!

Ты – подброшенный жребий

перерождения,

не угадан и обречён.

 

3

В мокром окне галактик –

двое за пианино.

Тянутся к низким крышам

клавиши-кулачки.

И ничего не слышно –

млечная пантомима.

Медленно дышит спящий

Китеж с речной щеки.

 

Лица мелодий. Ливень.

Патока отражений.

В рыжей мансарде двое

жестами говорят:

 

– Можно, окно открою,

скрежетно от сомнений…

Замерли или смертны?

Живы. Играют. Град!

 

4

Выбитый зуб квартала.

Зыбкая пьеса стёкол.

Небо глухих бродяжек

прячет под козырьки

черновиков бумажных –

от репетиций рока

в четыре усталых руки.

 

5

Небо хрусталится,

колется – не моргнёшь.

По берегу,

по ободку озёрной рюмки

мизинцем водит

изумлённый дождь.

 

Фигурки оживающих божков

сменяются, смеются, семенят.

Играют – как стекляшками, словами.

Рождения стыдятся своего,

в хрустальной сомневаясь правоте –

 

коварен шепчущий

в бескровной духоте…

 

 

 

ЛАБИРИНТ

 

Пока твой дом – двенадцать кладовых 
и соловьиный сад не рассекречен, 
но подберут ключи 
к непрошенным замкам. 
Луч режет сливу пополам, 
и птичья кость летит в гнездо, 
заброшенное певчим богом. 

А смерти нет – она была, 
где море – кислота и сера. 

Шипит раствор. Наступишь – ядовит. 
Кто босиком – хитёр и беззащитен. 
Не доверяй рубцам 
на глянце языка. 
Ты рубишь выход на песке, 
и всё больней искать слова 
для новых шёпотов и песен.  

А смерти нет – она была, 
там слово отпирает двери. 

Ломают ключ – отчаянно и зло. 
По коридорам – эхо превращений. 
На площадных огнях 
клокочется глинтвейн.
 
Твой дом – на локте родника, 
где город в стайках соловьиных 
похож на каплю паука, 
бегущую по ветке сливы.
 

 

 

СКАРАБЕЙ

 

1

Окна закрашены

в доме под снос.

Скарабей забирает сердце.

Обезображенный,

падает в рост

идол с лицом иноверца.

 

Лестницы рыхлые,

счёт позвонков,

силуэты жильцов… Ни звука!

Крыльями тихими

под потолком

теплится сизая мука.

 

Бьётся отчаянно

эхо – держи, 

скарабей охраняет смертных!

Ватными тайнами

Сфинкс дорожит –

плюшевый и неприметный.

 

2

Тянется тканью прозрачной шоссе,

от жасмина капроновый полдень.

Голуби рвутся в бесцветную сеть,

покидаем парадную, поздно.

 

Было ли,  небо – дымящийся шёлк,

раздвоилось крылато, размокло…

Я на полу скарабея нашёл,

акварель, и раскрашивал стёкла.

 

 

 

ВОДОПАД

 

Человеку с рождения –
имя, тревога и странность, –
говорить о богах
неразборчиво, в третьем лице –
выпадает, как жребий.
Растекаются брызги с экрана, 
и горчит невзначай
водопад неустойчивых стен.

По ту сторону выбора
жизнь – холодна и прозрачна.
Проберёт позвонки,
но привыкнешь глотать кислород.
Оседает на камни
засыпающей рыбой удача.
Серебрит чешуя,
и стена разбивается – лёд.

В капюшоне Джоконды ли,
в пыльнике выцветших слайдов,
силуэты жрецов
наклоняются над серебром.

Человеку с рождения –
имя, тревога и… ладно!
По ту сторону выбора –
горечь, насмешка и гром.
 
 

 

ИНИЦИАЦИЯ

 

Словно в бережной Франции –

окна в каштановый двор 

распахнуло грозой,

обернулся прохожий на имя.

В меднооком пространстве

над миром скользит метеор – 

бессловесный изгой

всей чернильной доутренней стыни.

Горечь солнечных пятен

на птичьем его языке.

 

Сфера катится именем,

падает в клавиши дня,

и незрячий слуга

проливает чернила на ноты.

Фуга первого ливня,

и нет – ни его, ни меня

в ритуальных кругах

отражений размытого фото.

Я с героями пьесы

один на один.

 

Мой двойник забывает

ключи от времён в пиджаке,

и садится в такси

на углу Лафайет и д’Антин.

 

 

 

ОЛЕНЬ

 

Добела промокшая улица
от озноба корчится, ёжится.
Сутулятся прохожие –
без отчества дожди.
Душой повзрослели
и тюлем из окон
забились навстречу
детям…
Трёхцветный мяч –
скользким росчерком: подожди!

Последний страх –
так сердцевину вишен
вытаскивают шпилькой для волос,
и мякоть сочная
озоном слабо дышит.
Пусть косточка случайно прорастёт,
и двор тряхнёт
оленьей головой,
поймав летящий мяч
на белый рог...

Злопамятный горбун
насквозь продрог,
осколки выбирая из воды –
на воскрешение не хватит…
Длятся льды,
и проступают сумерки следов.
Из рога пьют,
не утоляя слов,
но расправляют плечи и горбы.
А ягоды – для чёрной ворожбы.

 

 

ДВЕРЬ

 

1
Я одинок.
Сказал и отворил
дверной щиток
в неспешную тревогу
звериных крыл.
Чудовище пьёт воду
из вишен отраженья своего.
Тепло и солоно
падение на вкус.

2
Только камни в руках –
безымянные камни морские.
Зеленеющий взгляд
ядовитого спелого дна.
Не тяни за рукав –
возвращение стало тоскливым.

3
Прислушайся:
смешные имена
дают камням,
зашёптываясь, волны. 
Не их вина,
что прошлое не вспомнить
и ягод торопливых не собрать.
Не к ним мольба
застывшего в дверях
и руку подающего с порога.
 
4

 Иллюзорный обряд.
Тьма испугана и голодна.
Я одинок.
Смешные имена…
 

 

 

БЕГСТВО

 

1

Краденый мир –
змеиный узор лица.
Грим поколений
сходит за слоем слой.
Радиус времени
равен цене жильца
или рождению –
заново, пыль-золой.

Жизнь впереди –
приедешь, придёшь, вползёшь
в гипсовый слепок –
череп, кувшин, очаг.
Так, неожиданно
на пол сорвётся нож
кухонным призраком:
"браво!" И все молчат.

Гость. Торопливо
на ощупь найдёшь следы
чёрных развалин,
запах спалит глаза.
Тенью хозяина
сгинешь в золе беды
и содрогнёшься:
«Не шевелись! Гюрза!»

 

2

За последний аккорд ля-минор
принимая тропический ливень,
струнный город настроен и горд
отражённой суровостью линий.

В подневольных руках чужака
оживает скользящая нота.
Тени проклятых, дни-берега,
от прощения прячутся в гротах.

Искупит ли фальшивый мятеж
ожидание – небо смертельно!
Соло пленника – шоры надежд
на глазах беглецов –
капли…
бельма…
 

 

 

СЕМЬ ОТТЕНКОВ МОЛЧАНИЯ

 

1
Черновик в семь шагов.
Спящий хин
на руках императора.
Приближается время
опасно-искрящим клубком.
«Говори про богов,
что они существуют» –
грозой с утра,
ненавидимой более
страшного слова: потом.

А потом – отрицание,
вымысел – стоптанный набело.
Час вины.
Обесточенный маятник
грозных чудес.
Семь оттенков молчания
отличат мудрецы – 
в изумлении,
от язычески-огненных месс.

2
Фиалки спичек в волосах.
Слепяще-обречённый сад
в глазах ручного существа
пылит золой.

Прохожий открывает зонт –
японский, в росписи ручной –
как будто стелет простыню
над головой.

Он различает голоса
в остывших пепельных лесах,
уже не чувствуя родства
с былой землёй –

и бог сбывается, как сон 
в слюде оконной и речной –


над пристанью
непоправимо
белой…

 

 

 

***

Мантикора кусает щёку луны –

мягкую, сдобную булку.

Лазоревки сумерек

собирают крошки

с подоконника –

крупные, тёплые…

 

Светло в половине комнаты.

Ослепшее лицо

мечется таблеткой на языке

поздне-осенней мигрени.

 

Пугливая искренность

населяет мысли

наблюдателя –

синичники-маски,

хрусталики

лунных

кратеров.

 



UROBOROS

 

Наш поезд опутает шар.

Пассажиры скупают газеты.

Ад будет похож на вагон

с перебитыми стёклами лиц,

а снаружи зима…

Вопрошает растерянно: где ты?

И прощает подряд

засыпающих между страниц.

 

Снег – чёрствая булка в руке.

Разломил – плесневелое лето.

Змей-время, читающий сны,

отлетает – держи, не держи.

Синегубая тьма –

континенты остались без света.

Полнолуние дня

принимает последнюю жизнь.

 

Мой символ – планета Сатурн.

Контролёр возвращает билеты.

На ощупь срывает стоп-кран

проводница в плацкартной слюде.

Остановочный пункт –

безупречный космический слепок

незнакомых теперь,

одиноких…  как будто людей.

 

Наш поезд опутает шар.

Пассажиры, газеты… Забрезжит

над айсбергом вешних морщин

восковая на пробу заря.

Никогда не вернусь –

говорил я соседу-невежде.

И вернул себя – прежнего,

мельнице

января.

 

 

 

КОЦИТ

 

1

Озеро – полное леса и дня.
Ведром зачерпнуть лицо –
и бьётся подлещиком
профиль, храня
все жизни.
Кольцо в кольцо –
расходятся радужки
множества глаз –
вращается
колесо.

– Как ты живёшь, непростивший себя,
в омуте каждого нового сердца?   

Солнце терзает озёрную рябь:
– я заживаю взлетающим стерхом.

Лодка рыбацкая. Сонный улов.
Разинуты злые рты – 
сверкая стареют 
от вспоротых слов,
червивы –
чисты –
пусты!
 
И только курлычут
в волнистой горсти
лишённые
высоты.

2

В Аду так ветрено, 
и вместо солнца – гонг! 
Считает метроном 
шаги и пересказы. 
Веретено песка 
озвучивает фон. 
В коросте озеро – 
бездонно и безглазо. 

Пустыня медная – 
начищенный динар. 
Барханы нитями 
свиваются во вьюгу. 
Ни дня без истины, 
что слушать – это дар, 
и повторять 
скольжение по кругу. 

3
Над озером – следы, 
монеты, перепевы… 
И целый мир 
слагает имена
живой воды.
Глоток – с ударом первым. 
Как холодно 
струне веретена!
 

 

 

НАБЛЮДАТЕЛЬ ПТИЦ

 

1
Килиманджаро –
говори-гори!
Анкетные данные:
вероисповедание –
прочерк.
В прожекторе
прищуренной зари
кривятся здания.
Аэропорт – bird watcher.*
Я ослеплён – бинокль,
как прицел.
«Тревога в лицах»
спета на лице –
от главной партии
и взлётной полосы
до коды памяти…
Очнись, не голоси!

2
Очнись в стеклянно-синюю канву
без благодарных крестиков живого.
Петляй иголкой лайнера – на слух
изобретая тающее слово.
 
Мелодия – растрёпанная нить,
как под ногами мелко-белый гравий.
И некого на память сохранить
в разъятых
перспективах
фотографий...

 

3

Следи по зеркалам
за призраками птиц. 
Тревожным проводам –
линованное небо.

Хвала тебе – гордись –
за белый круг пути.
Ночёвки в городах –
татуировки снегом
на ветровом стекле.

По линии судьбы
сравнялся окоём.
В руке горячий шар
летящих отражений.

Следи за каждым днём –
почуяв, что рождён.
Не отпускает жар
свободного скольженья.
 
В смиряющем тепле
не тают миражи
всю жизнь!
 

 

 

В ПРИЦЕЛЕ СТРЕКОЗЫ

 

1

Мой материк, похожий на ладонь –
от высоты железного полёта.
Поля размыты неживой водой.
Тягучий сон
и безответный клёкот.
Нетронутая временем земля
меняет цвет 
с пурпурного на рыжий.
Летящий падает.
Слипаются края
и пальцы
от морской солёной жижи.

Летящий выживет.
Запреты на полях

смешаются и выгорят удачей.

С палитры выцветшей
прольётся стрекоза
младенчески неразличимым плачем,
и зачеркнёт
мелькающим крестом
любые очертания
на карте.

Точны глаза
и воздух невесом.
Пустые сумерки
и оторопь на старте.


2

Мара – линия жизни,
восток ладони.
Леворукая схема,
змеиный яд.
Если сгинешь – недаром,
догонишь море.
Кровоток восстановлен,
червлёный взгляд.

Мара – след антилопы,
отметка зноя.
Исчезающий купол
росы… Светай!
Лопнет небо пожара,
над ним – иное,
шапито предстоящих
чудовищ-тайн.

На янтарной арене
застылых схваток –
выгорающей карте
наоборот,
распускается рана
голодным маком,
а за линией жизни –
небесный брод.
 

 

 

ВИНОГРАДНИКИ ВРЕМЕНИ

 

Стало меньше на одну тишину.

Льётся мёдом с ложки сумрака звук.

Сам Дионис с улыбкой львиной

мешает океан с вином.

Я не заметил – сколько солнц

озвучил виноградный лепет…

Лепнина берега – бела,

обломки млечного кувшина,

солёный акварельный лёд.

 

Стало тише на один переплёт –

разве склеишь глав морских черепки?

Шаг на восток – оттают краски

и бисером уйдут в песок.

Лоза не достаёт до края –

там двое пробуют на вкус

звериный заговор и зелье,

страницы смятых кораблей

и капли одиноких «я».

 

Их дети, лицами темнясь,

срезают спелых междометий

живые кисти,

прощая страх

нефритовым ножом

для вскрытия небес

и писем.

 

 

 

БУХТА РИКС

 

1

Заворачиваясь в листву,
поседелую от дождя,
шепчет горлица: я живу, 
даже если дышать нельзя.

Крепнет ветер – жасминовый чай.
Птицы мёртвые на плечах
у вождя араваки.

Море с горлицей
спорит-ссорится…

 

2

Выгорают слова, как волосы

под линзой солнечной.

Море смывает с гор лица

онемелых людей, птиц ли.

И уносит пассат листья,

и глоток за глотком длится

гибель твоя. Остра спица

в колесе…

 

3

Слышишь, катится по камням

колесница:

не хранят тебя, не хранят,

но снится –

шепчет горлица: «я живу!»

Наяву скажи, наяву…

 

4

Наяву только линзы хрупки,

как птенцы, как слова-скорлупки.

Всё – видение маяка,

бездна радостна и близка.

Крутит-кружится без лица

 

шёпот-вдох,

море-горлица…

 

 

 

ФАКИР

 

Весенний смог – пряный,
как бородинский хлеб.
В безрассветных джунглях
каждый твой шаг – изъян.
Свобода неявная,
но оставляет след
сахарный кубик жизни
в лапках у обезьян.

Казалось мне – снится
липкая благодать,
но наутро пахнет
тмином и табаком.
Запретными лицами
окон не передать –
как восходит Храм Солнца
к выходу на балкон.

Смотри-ка, лангуры
сахар берут с руки,
извиняя гостя
за осквернённый мир.
Глаза их лазурные –
тайные номерки –
отпускает скворцами
в дымный клубок факир.

Отпускает и верит
в свой дорогой обман,
и ножом отрезает
воздуха – на ладонь.
За распахнутой дверью
пенится океан.
Растворяется имя
и заполняет дом.

 

 

 

КОРАЛЛОВЫЙ ПРОСПЕКТ

 

                                        "Я небо хотел погладить рукой...
                                          Но только махнул рукою".
                                                                                   С. Касьянов

Как приручить небесную куницу –
на проводах притворно дремлет. Тише!
Страницы переплёта лишены –
листай вслепую.
Акулья тень –
кабриолета спица 
вонзается в коралловый проспект,
в морскую дрожь
замоскворецких лужиц.
Подлётки слов не различают лиц –
боятся смерти,
кружатся и кружат…

Неверный такт –
ровняют счёт круги.
Отчаянье перебирает чётки.

Так быстро зверь
берёт птенца с руки,
что кажется –
и не было находки.


 

***

Красное море –
это павлин на зеркале.
Важный, испуганный
пульсирующим отражением –
которое то меняет свой цвет,
то меркнет…
И вдруг распадается
на бусины рыбок в движении –
ладони кораллов,
потерянный веер ската,
вдох-выдох медузы
и узкий зрачок мурены.
Каждый осколок –
жалкая, но расплата
за любопытство
и расстановку времени.

 

 

2009-2011

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2012

Выпуск: 

6