Впечатления о презентации книги «Помощник царям» в библиотеке-фонде «Русское Зарубежье»
Дух Ломоносова, великого русского учёного, незримо витает в Московском Университете, в старых московских улочках и переулочках, подбадривает студентов в учебе и науке, в любовных приключениях и забавах, в культурных начинаниях. И он присутствовал ощутимо на визуально-музыкальной презентации книги Юрия Нечипоренко «Помощник царя», рассказывающей о Михайло Васильевиче Ломоносове, о его удивительной судьбе и причудливой жизни.
Я не видел, наверное, лет пятнадцать Юрия, моего собрата по физическому факультету и возрожденному Дню физика, душой и первым заводилой которого он был. И если бы не дух Ломоносова, то быть может мы и не встретились бы. Меня, как и Юрия, несколько удивило, что 300-летие Ломоносова отметили как-то тихохонько в нашем царстве-государстве. Впрочем, учитывая, что у нас и сейчас государство сознательно продолжает банкротить научные институты, это объяснимо. Буквально за несколько дней до этого события, мне пришлось в сети отстаивать научную честь Михайло Васильевича, которому приписали разработку антинорманистской исторической версии из желания польстить царской особе. Да, он мог льстить в одах царским особам, но ему чуждо было желание подправлять историю в угоду царям. Недаром же он осмелился выступить даже против некоторых обычаев православной церкви того времени, которые приводили к повышенной смертности населения. И вот прямо вслед за этой перепалкой по поводу Ломоносова, Фэйсбук свел нас с Юрием в сети и я получил неожиданно приглашение на презентацию его книги о Ломоносове.
Сам Юрий и его друзья рассказали на этой встрече об этой книге и о Михайло Васильевиче, и мне теперь очень хочется ее прочесть. Они читали стихи, пели песни, удивлялись судьбе и таланту Ломоносова… и совершенно завораживающе проникали в душу первобытные звуки трубы австралийских аборигенов, звучащей подобно варгану …и зазывные звуки родных веснянок. Все было просто, по-домашнему, по-родственному, как будто сидим мы за одним столом и травим разные байки с участием самого Михайло Васильевича. Это было совершенно в духе тех вольных встреч на физфаке МГУ, когда мы готовили День физика, потому что нам было интересно друг с другом творить и выдумывать образы, смеяться и радоваться находкам друг друга.
Юрий в начале презентации пояснил название книги «Помощник царя», взятое из стиха Александра Пушкина, посвященного Ломоносову. Название это обсуждалось в ходе выступлений, действительно, Ломоносова можно считать и царским советником, и помощником в делах науки, в защите государственных интересов и поднятии престижа России. Было много интересных выступлений. В докладе Владимира Аристова было интересное сопоставление перипетий судьбы героя Кандида одноименной повести Вольтера, и Ломоносова, и показано, что в принципе, Вольтер мог взять Ломоносова в качестве прототипа своего героя. В выступлении Вилли Мельникова указывалось на возможное финно-угорское влияние на Ломоносова.
Север, где родился Михайло Васильевич, более всего сохранял и языческие корни русского народа, сказители свободно могли рассказывать древние былины и волшебные сказки. Насколько мне известно, их даже брали в дальние подходы на много месяцев (а могли застрять и на год), и каждый день они сказывали сказки морякам, поддерживая их дух. Там русский дух, там Русью пахнет… это о наших былинах и волшебных сказках, которые выпестовали дух Михайло Васильевича Ломоносова, да и многие поколения наших предков после него. Одна из моих прабабок была народной сказительницей, и я знаю, чем это ей угрожало. Но на Севере доносчиков не было, было гораздо вольнее, люди могли говорить напрямую с Духами Природы, с Богом и богами... и были грамотными, читали книги и стремились к познанию.
Все это подвело меня к интересной мысли, родившейся в ходе презентации. Ломоносова можно воспринимать не просто как помощника царям, его можно понять как духа-помощника, каковые есть у каждого шамана. С помощью духа-помощника шаман путешествует в мирах вышних и подземных, добывает нужные знания и помогает своим родичам, своему народу. Ломоносов, действительно, путешествует между мирами, он возносится в небеса и опускается вглубь земли. Судьба его чудесным образом складывается так, что из крестьянских низов, он становится атлантом, на плечах которого воздвигается российская наука и поэзия. Его приключения, которые приводят его в большую науку, позволяют ему получить поддержку именитых людей, могут быть прочитаны как сложное шаманское посвятительное путешествие. Пётр прорубил окно в Европу, но все двери и окна к собственному народу были напрочь заколочены, страшно далеки были дворяне от народа уже в то время. Но Ломоносову удалось найти своего Духа-покровителя и просочиться сквозняком ли или мышкою-норушкою сквозь неведомую щель в эту дворянскую среду и овладеть наукою и словом настолько, что сам он становится Духом Помощником и Духом Заступником для России и её народов.
Как Заступник народа, Ломоносов в полной мере проявил себя в докладной записке к графу Шувалову «О сохранении и размножении российского народа», поставив вопрос об использовании научного знания в целях улучшения жизни народа, уменьшении смертей и повышении здоровья его. Он не ставил во главу угла «русский вопрос», не выделял отдельно русских, но предлагал научно обоснованные по меркам того времени меры к сохранению и умножению всех народов России. В частности, речь шла и об улучшении земледелия и питания, и об использовании передовых методов акушерства из Западной Европы, и о запрете насильного острижения в монахи и монашки здоровых парней и девчат, когда они вполне могли бы создать семью и потомство, и о предотвращении пьянства, обжорства на праздниках Масленицы и других церковных праздниках, как и обратно, о предотвращении крайнего измождения себя в церковных постах. Вплоть до того, что Ломоносов предлагал сместить ради улучшения здоровья народа великий послемасленичный пост на летнее время, когда тепло, когда уже не грозит авитаминоз… Этот доклад Ломоносова был положен в долгий ящик, опубликовали его спустя более чем сотню лет, а осуществлять предложения Ломоносова стали в полной мере только при советской власти.
И сегодня было бы чрезвычайно важно продолжить эту работу Михайло Васильевича Ломоносова. Бабы наши больше уже не нарожают, если народ будет изничтожаться так, как это происходит сейчас. Думается, что можно сделать интересный проект: взяв за основу положения доклада Ломоносова, посмотреть свежим взглядом на его предложения по разделам доклада, сопоставить что сделано, а что еще остается актуальным (такое возможно, однако!), и какие разделы следует добавить.
Благодарю Юрия и всех участников этого мистериального действа за радость общения и возможность почувствовать рядом Михайло Васильевича Ломоносова, как собрата по науке и искусству.