
Рецензия на рукопись романа Яны Грос «ПеклоЭнергоГаз»
Что будет, если хорошенько перемешать боди-хоррор «Субстанция» и фильмы Дэвида Кроненберга с «Воплем» Аллена Гинзберга и «Скотным двором» Джорджа Оруэлла, а сверху приправить «Мы» Замятина? Получится роман «ПеклоЭнергоГаз» молодой писательницы Яны Грос, существующий пока лишь в рукописи.
Впрочем, перечисленные произведения, конечно, не вполне отражают текст Грос, поскольку у неё получился горячий, бурлящий мясом и испражнениями коктейль, который выходит далеко за рамки и боди-хорроров, и постмодернистского декаданса, и киберпанка, хотя его как раз хватает — в некоторых местах даже «Безумный Макс» вспомнился.
В тексте вы встретите и отрывки пьес, и таблицы, и рисунки из смайлов, и цифры, и новояз, и даже цитаты Ленина, Сталина и Генри Форда. В общем, если читатель малоподготовлен, если он не знаком со всем, перечисленным выше, если не читал Сорокина, Берроуза и Радова — он может не только потеряться среди всего этого многообразия форм, подходов и приёмов, но и натурально свихнуться. Как минимум он воскликнет: «А что, так можно было?!» Выходит, можно.
Говорить о каком-то сюжете в «ПеклоЭнергоГазе» не имеет смысла. Намёк на него есть, но это в тексте второстепенно. Тридцатилетняя главная героиня по имени Зоя Соснова, о которой мы знаем только то, что она рефлексивная, устраивается на работу в корпорацию «ПеклоЭнергоГаз» и проходит там испытательный срок. Зоя — единственный персонаж во всём повествовании, который хотя бы как-то походит на человека, потому что остальные герои — это какие-то полумонстры — отвратительные Ослицы, Кабанихи и прочие моральные и физические уроды. И все они теперь начальники или коллеги Зои, они отныне — её постоянное окружение.
И ладно, если б эти чудовища были просто уродливыми полулюдьми, полузверями. Но они еще все какие-то червивые, вонючие, некоторые с жёлтыми клыками, с тел их капает то слюна, то слизь, а Кабаниха вообще разговаривает… задницей. При этом они никого не стращают, а напротив, довольно мило общаются, сидят в телефоне и ходят на банкеты.
Сама корпорация «ПеклоЭнергоГаз» — это хрестоматийный «1984» Оруэлла, но доведённый до полного абсурда, стёба и разложения любых форм и содержаний. Чем конкретно занимается компания — не вполне ясно, но теги такие: генетика связей, драйв, бешенство, говно, родословная, зверство, экомораль, деньги, репрессии, алчность — и многое другое. Саму же Зою приняли на работу в отдел договорного спама, что бы это ни значило.
В общем, концепция ризомы классиков постмодернизма Жиля Делёза и Феликса Гваттари не просто налицо, а, пожалуй, это достаточно яркое её воплощение в современной русской литературе: лишь только в повествовании намечается хотя бы какая-то логика, она тут же обрушивается, проваливается с треском, к примеру, вот в такие чёрные дыры:
«Такое контрастное поведение обычно свойственно пациентам, страдающим многоликостью своей субстанции. Что больной вытворит через тридцать секунд и кем предстанет перед обществом, никому никогда не известно. Такое поведение пугает социум, а в случае с Кабанихой — сестру Ослицы, с которой та не раз запиралась ночами в офисе, а возвращалась сестра Ослицы домой уже изнасилованной».
Понятно, что в корпорации царит полный тоталитаризм и эксплуатация всех и вся этими зооморфными существами. Тут нужно решать задачи, ставить планы, разбираться с отчётами, делать презенташки, а ещё вот что терпеть:
«Каждое слово Кабанихи лезвием врезалось в грудь. Безоружная нехитрая Зоя принимала на себя все неудобства, не понимая причин постоянных разбирательств ее поступков Кабанихой, похожих на судные. И вновь, пока Зоя была погружена в размышления о былом и предстоящем, утратившая контроль над левой человеколюбивой и добродетельной половинкой своей личности, разгневанная Кабаниха восстала из трона и яростно пошла на Зою».
Что интересно, в компании, в принципе, приказы можно игнорировать, работу не выполнять, на всех плевать и никому не подчиняться — и ничего не случится. Просто Зоя, как видится рецензенту, хранит в памяти нормальные классическо-иерархические отношения в формате «начальник-подчинённый», поэтому о полной своей свободе в корпорации не догадывается. Она с переменным успехом пытается хотя бы как-то встроиться в этот зооморфный, абсолютно шизоидный и помоечный кошмар, сохранив подобие нормальности. Скажем сразу — получается плохо. Не из-за неё, а из-за всего, что творится в этом садистически-сновидческом «ПеклоЭнергоГазе».
Отдельно стоит отметить юмор, которым с лихвой снабдила текст Яна Грос. Он проступает даже в самых отвратительных и макабрических сценах, как бы намекая читателю, чтобы слишком сильно не грузился, а лучше посмеялся б от души. В этом, кстати, основная особенность литературного стиля писательницы — смешное и отвратительное соседствуют, дополняя друг друга. А это, надо заметить, редко кому удаётся. Помните, у Берроуза в «Голом завтраке» главный герой Агент Ли разговаривает со своей печатной машинкой, сделанной из отвратительного мяса? Вроде бы жуткая сцена, но при этом очень смешная. Так же работает и разбираемый роман — почти весь.
Кроме прочего, особенно хорошо автору удался новояз, склеивание понятий и неологизмы, разные названия и топонимы, которые ещё надо было придумать, изобрести. Приведу самые яркие на мой взгляд примеры:
- дурале — высшее бизнес-образование для управленцев высшего звена;
- шерстидралка — сотрудник, который вычёсывает шерсть питомцев руководителя;
- задроны — местные жители Подгреба, они же грызуны;
- Подгреб — это, собственно, страна или местность, в которой находится адская корпорация «ПеклоЭнергоГаз».
Ну, и ещё вот такое, например:
- PFDTLE.OBQ — заведующий;
- YFXFKMRF — началька, что то же, что и начальник;
- HJLBNTKM — родитель, то же, что и руководитель.
И это я не привёл даже пары процентов придуманных автором слов, понятий, аббревиатур и других многочисленных неологизмов. В общем, есть за что Яну Грос похвалить — однозначно. Но есть и за что поругать.
Первое. Довольно тяжело читать почти бессюжетную прозу целых 140 страниц. Если б этом был рассказ или маленькая повесть — другое дело. А тут… даже с той словесной эквилибристикой и прочими киберпанковскими развлечениями в тексте — осилить его довольно трудно. Как я уже писал выше, рядовой читатель, если у него нет в уме базы из очень специфической литературы, сделает это вряд ли. То есть сюжет можно было бы проработать гораздо лучше, придумать какие-то поворотные точки, интриги — это точно не повредило бы книге.
Главная героиня Зоя. Её можно было бы укрупнить и углубить образ. Да, на фоне всех этих хтонических ослиц и кабаних она выглядит более или менее нормальным человеком, но всё равно, мы очень мало о ней узнаем из текста. Почти ничего.
Ну и, конечно, роману нужна хорошая редактура. Но этот вопрос решится сам собой, если (или когда) дело дойдёт до издания.
Кстати, в самом конце читателя ждёт печальный сюрприз. Ведь пока читаешь книгу, кажется, что всё закончится более или менее хорошо для Зои, что она победит весь этот адский кошмар, всех этих гадов. Или, может, ей вообще всё это только снится… Но не тут-то было. Всё заканчивается плохо. Зою-таки принимают в «ПеклоЭнергоГаз» на постоянную работу. И вот что пишет о ней автор в окончании повествования (это выдержка из некоего заключения после медобследования Зои):
«Позвоночник перекручен в жгут. Ключицы и ребра выпирают. Раздвоены и сдвинуты на 10 см. Лопатки вогнуты. Плечи постоянно подняты. Трахея, бронхи и легкие без изменений, если не брать во внимание отзеркаливание. Глотка ссохлась совсем (пятая степень). Щитовидка и грудина на месте. Пресс приобрел четкие накачанные устойчивые к ударам мышцы. Рекомендованы поддерживающие упражнения. На правой руке 52 средних торчащих пальца. Три правых ноги».
При этом заключение гласит, что патологий особенных не выявлено. И вот тут самое интересное. Зоя была такой уродиной с самого начала и нам только казалось, что она лучше других персонажей? Или она стала ею в ходе (и из-за) испытательного срока в зооморфной зомби-компании «ПеклоЭнергоГаз»? Или автор просто оставила нам вот такой открытый в любую сторону финал? Есть над чем подумать, однако!