
«Смыслы русской культуры», Спб, «Алетейя», 2025
Зачем нужен отзыв о книге, когда книга сама говорит за себя? Зачем нужно отвечать на произнесённое слово, оно сказано и выражено? Зачем нужна реакция, когда художник создал уже мир?
Критиковать творение в его индивидуальном совершенстве? Разбирать его на части, лишая целостности? Формировать альтернативное мнение к изложенному?
Нет, не наше это, не по-русски, не по-христиански. Все это от лукавого и от гордыни западной. Для русского человека важен разговор. Разговор по душам. Исповедь. Откровение. Автор открывает душу, читатель отвечает взаимностью. Возникает речь. Мы говорим. Человек говорящий. Человек слушающий, внимающий и снова говорящий. Нет здесь мудрствования, поэтому нет философии. Философия — это отстранённое созерцание и размышление. Русский человек осмысливает в ходе чувствования и воспроизведения слова. И потому нет заготовленных фраз, а значит и лукавого.
Мы чувствуем и мыслим в едином потоке откровения автора и читателя. И только со стороны кто-то анализирует, делает выводы и даёт советы. Кто-то берет на себя роль учителя и экзаменатора, а мы только живём и дышим. Нас нравоучают, а мы живём. Не по правилам, не по установками, не по направлению. По любви, спонтанно, непредсказуемо и творчески. Мы непостижимы ни для кого, но мы верим. Верим в то, что проживём наш путь, нашу книгу, наше слово и будет нам прощение за все. И что-то полезное для близкого случилось в наших действиях. И наши дети любят и способны, и могут. И делают.
И потому с Юрием... мы дышим и живём как единое много лет, может ещё до того, как встретились. Условно название «Философия языка» (или «Смысл русской культуры»). Мы не философы, пусть философствуют другие.
Мы рассказываем то, что прожили. Опыт, данный свыше. Как и все в стране. Уникальный опыт. Неповторимый. Нет его у других. Мы — культура с особой судьбой и особым предназначением. Это таинство, которое открывается в строках. Они не печатные, они не на камне, это не скрижали и не вбивается в головы. Они реки. Они оживляют. Наполняют. От них разливается душа и орошаются земли нашего бытия. После начинается плодородие. Рождается новая жизнь. Простая. От земли. Для человека. Не системы, не для самоутверждения теорий и идеологий, для ближнего.
Каждая буква — это колос, каждое слово — хлеб на тело, каждое высказывание на благодать. Ешьте, читайте, на здоровье. Души и тела, чтобы жило, чтобы творилось, воспроизводило. Жизнь на земле. Дарованной. Единичной.
И благословит Вас Господь.
В. Кон, кафедра философской андрологии МГУ им. М. Ломоносова