Никита НИКОЛАЕНКО. Газонная травка

Не горю желанием браться за перо за последнее время. Да и столько событий происходит в мире, только успевай за ними следить. Тут не прогадать бы. Опишешь событие, а оно окажется незначительным. Впрочем, если что-то привлекло внимание и произвело впечатление да кажется значимым для общества, то можно и постараться. Вот и на этот раз таки случилось такое. А поводом послужило благоустройство нашего района.

Сколько раз проходя мимо нашего дома, я возмущался про себя. Ну что, нельзя разве сделать широкую дорогу, чтобы не опасаться толчка плечом от встречного незнакомца, уложить ровно асфальт, дабы не спотыкаться на ухабах, заменить бордюры, разбить газоны и посадить там свежую травку! В Англии растет ведь. Там управились, а у нас все никак. Оказалось, что можно и у нас.

Прямо на глазах работы по благоустройству развернулись нешуточные. Район преображался. Пешеходные дороги значительно расширили, завезли землю для газонов и посеяли там новую травку. Споро работают, бордюрные камни кладут ровно — одобрительно кивал я головой, проходя мимо работников. Надо будет и мне на даче плитку на дорожке к туалету поправить. Из меня неплохой плиточник получился бы. Работали к слову все больше крепкие мужчины, армяне, кажется. Ну что же, это хорошо. Они не болтались без дела по городу, не плясали на улицах и вряд ли гоняли наперегонки на машинах. Им было просто некогда. Они работали. На мой взгляд, это тот самый случай, когда привлечение сторонней рабочей силы оправдано.

Итак, особенно мне понравилась новая травка на благоустроенных участках. Сочная такая, густая и высокая! Как-то быстро она взошла, вот-вот заколосится! С сортом явно не прогадали. Приятно смотреть. Вот бы мне на участок такую! Трудолюбивая жена работала там, не покладая рук, и от ее чрезмерных усилий кое-где образовались прогалины, вот там посеять семена не мешало бы. Поневоле я стал присматриваться к тому, как семена сажали. Сажали хорошо. Раскидывали их старательно, укатывали ручным катком и усердно поливали. Но голуби все равно успевали полакомиться крупными зернышками с видимым аппетитом. Ничего, на даче все не съедят, там голубей мало, — заранее успокаивал я себя на всякий пожарный случай.

И неспроста. Несколько раз я собирался попросить семена у работников и каждый раз останавливался. Да зачем мне они! — восклицал я про себя. Здесь же полно травки посадили, вот пусть растет и украшает ландшафт. Разве этого мало! А семена по дороге на дачу купить можно. Лена вон сколько раз предлагала. Давай, мол, купим! Но тут я лукавил. Уж больно хороша выросла травка. Густая такая и ярко-ярко зеленая. Семена, небось, из-за границы завезли! Не иначе.

Чтобы успокоится, я переключал внимание на дороги. Они тоже нравились. Удобно стало по ним ходить на тех участках, где уже уложили асфальт. Не везде, правда. Так в один из дней во время променада навстречу попалась полная женщина.

— Вот, копают! — произнесла она, одной рукой показывая на дорогу, а другой зачем-то прикрывая себе лоб.

— Да-да! — кивнул я в ответ, не желая вступать в беседу с незнакомкой.

— Широко копают! — продолжила дама и, показывая ширину работ, отвела ото лба другую руку. На лбу у нее виднелась свежая ссадина. Никак упала бедная.

— Да-да! — кивнул я снова и, прибавив темп, осторожно обошел женщину. Пусть идет себе дальше. Не всем, надо понимать, нравились временные неудобства. Но без них осилить такой объем работ не получится, — подумалось мне тогда. Это временные неудобства.

Неудобства, понятно, возникали, но они по возможности устранялись быстро. Так, на переходе с интенсивным движением перестали работать светофоры. Пешеходам стало трудно переходить дорогу. Непорядок! — обменивались люди фразами. Но вскоре подъехали четыре машины с зелеными полосами на бортах и остановились на островке. Из них вышли парни в зеленых жилетах и принялись регулировать движение полосатыми жезлами. Порядок был восстановлен. Правда на другом переходе поменьше регулировку не осуществляли, и там граждане пересекали дорогу с опаской. Да, случалось и такое, но горожанам не привыкать.

Ну да ладно, ворчунов везде хватает. Это тетенька такая гневная попалась недавно. А что думают о работах другие граждане? Узнать не мешало бы. Спросить, что ли, хотя бы и у соседей по подъезду? Случай вскоре представился. В лифт с собакой вошла женщина, живущая этажом выше.

— Здравствуйте!

— Здравствуйте!

— Дороги то у нас как хорошо ремонтируют! — высказался я осторожно.

— Да, хорошо делают, лучше будет, — кивнула она в ответ как само собой разумеющееся. Приехали. Сто новых станций метро открыли в Москве за последние годы! Это надо понимать тоже, само собой разумеется. Забыли уже, как предыдущий градоначальник на потеху публике катался в обнимку с бочонком меда, натягивая на лоб пониже кепку. А Москва тем временем задыхалась в пробках. Ну да ладно. Надеюсь, оценку этому еще услышим.

А что скажет по поводу благоустройства района любимая женушка?

— Как тебе новые дороги, дорогая? — поинтересовался я у нее во время прогулки.

— Да будет лучше, но вот кусты здесь росли, а их выкорчевали, — с сожалением ответила она, махнув рукой на место где росли кусты.

— Какие кусты? — удивился я, припомнив жалкий кустарник вдоль дороги.

— Кусты, спирея японская называется, красиво смотрелись.

— Ну, подумаешь, новые здесь посадят. Вон сколько деревьев давеча посадили.

— Наверное, а кусты все-таки жалко, — подвела итог разговору она. Вот женский взгляд на вещи! — вздохнул я про себя. Кусты ей жалко. Не напомни она я и не вспомнил бы об этих кустах.

Кусты, деревья, дороги. Столько новых впечатлений! И чем больше я прогуливался по обновленным дорогам, тем больше новшества меня устраивали. Не мешают больше пешеходам припаркованные машины своими бамперами, высокий бордюр не позволяет. Между парковкой и пешеходной дорожкой теперь газон. Иди себе, не задумываясь и не опасаясь. Такие казалось бы мелочи демонстрируют заботу о горожанах. Никакой пустой болтовни. Дело. Правда, курьеры стали носится на высокой скорости, но это временно. Несомненно, найдется и на них управа.

А работа все кипела. Как много техники вокруг! Катки, асфальтоукладчики, погрузчики, трактора, цистерны, большегрузные самосвалы. Довольно скоро основные работы были завершены. Оставались газоны. Травку еще сажали кое-где. Нет, с травой надо что-то решать! — озадачился я во время очередного променада. Так нельзя дальше. Нет больше сил любоваться на эту красоту и прикидывать про себя, как бы она смотрелась на даче. Пора что-то предпринять. Но что? Случай скоро представился и уместно заметить, что я успел вовремя. Работы по озеленению на нашем участке сворачивались.

Итак, в один из дней бодро шагая по свежеуложенному асфальту, я обнаружил, что на земле лежали два мешка с семенами и оранжевый жилет висел рядом на дереве. Но людей вокруг не было видно. Где же они? Как же так! — заволновался я. Брать без спросу нельзя. Посадят, да и некрасиво это. Вместе с тем стало очевидно, что работы заканчиваются, и рабочие скоро уйдут отсюда. Но где же люди? Должны же быть где-то рядом. Погрузчик-то вон работает! Поодаль погрузчик сгребал ковшом свежую землю. А, вот где они спрятались!

В затишке в тенечке под деревом сидели двое мужчин. Узбеки. Один постарше, выглядел за пятьдесят, а второй оказался крепкий парень лет тридцати пяти. Пора! Не мудрствуя лукаво, я свернул с асфальта и направился к ним прямо по свежевскопанной земле, еще не решив, с чего начать разговор, но памятуя слова из Писания — “что дано будет в тот час, то и говорите”. На меня бросили настороженные взгляды. Ничего, как-нибудь справимся.

— Здравствуйте! — поприветствовал я их.

— Здравствуйте! — кивнули они в ответ.

— Трава у вас больно зеленая, густая выросла, — без обиняков обозначил я цель визита.

— Тебе семена нужны? — так же напрямую спросил мужчина постарше.

— Да, — выдохнул я с облегчением, поскольку обошлось без вступительного слова. — Хорошая травка. Не отсыпьте ли немного? Только денег за нее я вам не дам. И то! Какие у пенсионера деньги!

— Ну, немного дадим, — кивнул мужчина. Почему не дать!

Я улыбнулся. Понятливые они, эти узбеки. Вытащив пакет из Пятерочки, я протянул его крепкому парню. Пожилой мужчина кивнул ему. Парень взял пакет, поднялся и пошел к мешкам с семенами. Теперь можно и поговорить немножко.

— Хорошо работу делаете, качественно, — не стал скупиться я на похвалу.

— Да, работаем, — просто подтвердил аксакал.

— Давно на этом участке трудитесь?

— На месяц сюда перебросили. Кормят завтраком, обедом и ужином.

— Это хорошо, что кормят.

— Да, но работаем с девяти утра до восьми вечера.

— Это много, покачал я головой, отметив про себя, что после семи я здесь работников что-то не видел.

— Причем без выходных работаем, — добавил собеседник.

— Много! Деньги хоть платят?

— Платят!

— Ну и ладно!

Возникла пауза. Я мельком бросил взгляд на крепкого парня. Он старательно набирал семена в большой пакет, уже разбухший под их тяжестью. Погрузчик гудел неподалеку, по проспекту катились машины. Все как обычно. Город жил своей жизнью.

— А сколько тебе лет? — поинтересовался в свою очередь аксакал.

— Шестьдесят четыре года. Два года уже как на пенсии. Третий пошел, — последовал исчерпывающий ответ. Понятно было, почему спросил про возраст. Интересно ведь.

— Большая пенсия?

— Нет. Сама пенсия одиннадцать тысяч, да еще город доплачивает, да компенсация за ЖКХ. На круг двадцать восемь с половиной тысяч получается.

— Все равно мало, — покачал головой старик.

— Мало! — согласился я, по ходу вспомнив былые времена, когда и таких денег не видел. — А больше не работаешь?

— Нет, не работаю. Не считать же творчество за работу. Это так, баловство одно. Деньги за него не платят. Мне, по крайней мере. Хотел было добавить, что жена до сих пор работает врачом да не успел. Вернулся парень с пакетом семян и передал мне его. Увесистый показался пакетик! На весь дачный участок вполне хватит. То-то Лена похвалит за находчивость!

Парень сел рядом со старшим товарищем и уткнулся в свой телефон.

— Про меня посмотри! — предложил я ему. Будешь знать, кому ты семян набрал.

— Как посмотреть?

— Имя набери.

— Сам набери, ответил он и протянул свой телефон. Я набрал. Вот тут проблем не возникло. Портрет героя крупным планом высветился на экране. Долго искать не пришлось.

— Похож? — протянул я телефон парню.

— Похож! — расплылся он в широкой улыбке. Я повернул телефон к старшему товарищу. — Посмотри! — Тот посмотрел и сдержанно кивнул. Мол, и не такое видали. Тем временем к нам подъехал погрузчик с очередной партией свежей земли, и узбеки поднялись. Разговоры разговорами, а дело не ждет. Пора. Поблагодарив мужчин, довольный я отправился восвояси.

Прогуливаясь в дальнейшем и охватывая взглядом район, я отмечал про себя, что меня устраивают работы по благоустройству города, и что я одобряю деятельность мэра, их проводящего. Думаю, что не только я. Положительные преобразования почувствовали на себе уже многие москвичи и гости столицы. Взять хотя бы наш район. Там, где раньше был пустырь, теперь растут молодые деревья. Обустроена пойма небольшой речки, протекающей в наших краях. Молодые мамочки охотно гуляют там с колясками и не они одни. Менеджеры в синих костюмах проветриваются там во время обеденного перерыва, женщины в строгих офисных одеяниях интересно вышагивают не спеша. Отчего не прогуляться по парку раз есть такая возможность! Работы по благоустройству не только улучшают быт горожан. Они воспитывают в них культуру, позволяют почувствовать себя настоящими хозяевами города. Это для них! Новые дороги, парки, скверы да газоны все это хорошо. Но вот кое-где на свежей траве валяются брошенные пустые пластиковые бутылки да пакеты. Вот это плохо. Над повышением сознания граждан еще предстоит основательно поработать и городским властям, и всем деятелям культуры.

Сейчас, когда я пишу эти строки, работы по благоустройству московских улиц, замедлились. Оно и понятно. Обстановка в стране изменилась. Как можно судить по кадрам из интернета, рабочие в похожих оранжевых жилетах тянут теперь колючую проволоку где-то под Курском. И все же в Москве успели сделать немало. И, бог даст, продолжат.

А как же травка? Дошло и до нее дело. Во время очередной поездки с Леной на дачу мы основательно засеяли семенами весь участок, благо пакет был увесистый.

— Оставь немного на потом! — предлагала она.

— Да нет, потом еще добудем! — уверял я ее. Все посеем сейчас! Уж больно хотелось увидеть молодые побеги.

— Ну посмотрим, как добудешь! — с сомнением покачивала головой жена. Конечно посмотрим! Словом, посеяли. По утрам, гуляя по старой траве, я с удовольствием сбивал босыми ногами обильную росу. Брызги летели во все стороны. Это значит, что о поливе можно не беспокоиться, росы пока хватит, а там и дожди зарядят, недолго осталось. Осень на носу. Пройдет немного времени, и новая травка зазеленеет не хуже, чем на проспекте и в этом нет сомнения. И здесь на дачном участке, и вдоль обновленных дорог в Москве она будет радовать глаз прохожего. Ну и мы с Леной при деле. Еще один шажок по благоустройству быта успешно сделан.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2024

Выпуск: 

10