Ирина МАШИНСКАЯ. Походные песни и плачи.

Август. 40

Памяти М. 

да поезд внезапный пройдет.
как в фильме немой,
с травою горячей, густой
станем качать.
* * *
* * *
Мой краткий брат, мой кроткий собеседник,
ровесник мой, и совесельник,
мой ясный разум, проводник, порука,
плачет подруга.
 
Где говор нежный, где моя забота,
где мой Четверг, где праздник мой, суббота?
Скажи теперь: ну с кем зажгу я свечи?
Стою, как в Сечи
 
последний иудей. Стою, мне больно.
Вокруг трава, слова - всего довольно,
вино, Манук, бумага. Хлопнет почта -
вот это то, что.
 
Не пять четвертых, как же так, не Брубек,
а меньше единицы. Твой обрубок,
скажи теперь, кому скажу смешное?
Все стало - мною.
 
Вот поезд в поле - вижу яркий прочерк.
Одно тире осталось мне, а прочих
не знаю их. Зачем, сыграв поэта,
ты сделал это?
 
Я здесь, а ты? Всего тошней от неба.
Тебя там нет - ни с нимбом, ни без нимба.
Безумных звезд не спит Совет Верховный.
А ты, греховный,
 
уж точно, далеко от страшных окон.
Но знаю - и не под землей твой кокон,
земля тверда: не нам с тобою, мямлям,
уйти под землю.
 
Куда, куда, к какому ты пекину?
Как все покинули - так я тебя покину.
У той реки, где забывают весла,
не ищут смысла.
 
Все это что-то значило, но если
и был какой-то смысл - то это в смысле,
чтоб было бы еще, не тронув локоть,
кому оплакать.
 
Ты полюбил однажды эту рифму -
она твоя, Манук, ее, как гривну
блестящую - в пустую плоскодонку -
тебе вдогонку.
 
 
* * *
 
М.Жажояну
 
Сегодня видно далеко,
далёко видно.
Но то, что зрению легко -
ногам обидно.
 
Опять к тебе я не дойду,
видать, по водам,
Свободы статуя моя,
моя свобода!
 
По радио дудели: дождь,
а тут - погода!
Всегда я знала: не придешь
встречать у входа...
 
Раздетая братва на трап
ползет, смелея.
А я на эту резь да рябь
взглянуть не смею.
 
Когда б могла - я в их толпе
плыла б, глазела,
потом на голову тебе,
как птица б, села.
 
Ах, если бы - в бинокль, очки,
как эти гунны,
играть с тобою в дурачки,
с дурой чугунной...
 
Затем, слепцам, нам этот стыд,
слезливый, ложный,
что на божественную ты
глядеть не можно.
 
Держи дистанцию, храни,
стой, где маячишь!
Лишь в отдаленьи, как огни,
ты что-то значишь.
 
Смотри, я шлю тебе стада,
даров подводы,
по трюмы полные суда
моей свободы.
 
 
* * *
 
Не сумев на чужом - не умею сказать на родном.
Эти брызги в окно, эта музыка вся об одном.
Я ныряю, хоть знаю, что там ничего не растет -
разве дождь просочится
 
Разве дождик пройдет по карнизам,
по музейному миру, где вещи лежат - по одной.
Только это - да насыпь
мы на дно унесем: нам знаком ее цвет городской.
 
Потому что, сказать не сумев,
мы уже не сумеем молчать.
Солнце речи родимой зайдет - мы подкидыша
 
 
Автобус. Ньюарк, Нью Джерси
 
 
Окно, газета, жара. Красот -
не видно. Черная женщина ест кроссворд.
По горизонтали: через проход
белая женщина ест кроссворд.
Август, с истории взятки гладки -
люди ложатся, как закладки,
прямо в анналы, минуя землю.
Я еду, едва приемлю.
 
Я еду, и это гетто
налево. Направо - где-то
по вертикали:
(сверни газету!)
печь за нами бредет по свету
желтая (справа как раз и жарко).
Жаль, эрцгерцог не знал Ньюарка -
тут его бы не откопали.
 
Тут заканчивается пространство.
Мусор пенится, как убранство,
кружево серое, как оборка.
Вот где жарко!
Вот где вышло нам мыть посуду,
а "раскладываться не стоит" -
кто ж спорит!
Околачиваешься повсюду.
 
Я не знаю, зачем автобус
вышивает по беспределу
свой стеклярус. Меня сей ребус
укачал, не того хотела.
Мы допишем свои граффити.
Если бьют - то уже ногами.
Уголь мажется по газете.
Я не знаю, зачем тут дети.
Жуткий звон, если кинуть камень.
 
 
Походная
 
И герои, героям вослед,
собираются - мол, за Еленой...
Раздвигают военный рассвет,
будто впрямь - мы одни во Вселенной.
 
Как по улице полк за трубой
вдаль протопал: печально и пыльно.
Эти песни о нас, дорогой,
оттого-то и больно.
 
Даже в этом кафе потому
нам сыграют почти духовую,
чуть советскую, знаешь, какую.
Чтоб одно к одному.
 
Вот, губу закусил,
отвернулся - обиделись, значит.
Никого, кто бы сверху спросил:
- Кто тут ссорится, плачет?
 
У кого так темно на лице?
...Напылили, листву посбивали...
То и будет в конце,
что и было вначале.
 
 
Гром в марте
 
А тут опять весна, воздух скрипит сырой,
ветер такой в грудь, будто стучит: открой,
слабая тень косит, вбок бежит,
испаряется жизнь, плохо лежит.
 
Я стою под столом, надо мной стол,
гром рассыпает, как ртуть, бильярд.
Будто один остался мужик - во дворе столб
посреди барахтающегося белья.
 
Вот из заплат атлант выгибается, вот колосс,
вот над кормой летит парус с прорехами.
Кто до свету рожден - до темноты подрос.
Ехали мы с тобой, ехали и приехали.
 
Ах, как хотят жить! - Так хотят пить.
Но идут к реке в сапогах котят топить..
Где, угрожая, тебе говорят: мать,
где нелегко жить, легко умирать,
 
в тех краях, где воздух трещит, как холст,
где за холмом холм, на холме погост,
где, как дыра с дырой, с тобой говорит март -
там поймешь, что никто не мертв.
 
Вот и хватит ваять - ветер, ты лепи.
Нечего нам вещать, множить вещи.
Ничего, ничего в груди, кроме любви,
тяжелеющей, отсвечивающей.
 
 
Блюз
 
Памяти Эллы Фитцджеральд
 
Вот опять закат оранжев, на стене квадрат пылится.
Уезжаю, уезжаю, стану уличной певицей,
отращу вот грудь и голос, стану уличной певицей.
 
На углу поставлю кружку, вот такое платье в блестках,
уезжаю, уезжаю, стану петь на перекрестках.
Пусть идут себе, не смотрят, стану петь на перекрестках.
 
И однажды в желтой майке молча втанет рядом с тумбой
черный маленький с маримбой, звук ее как капли пота.
Будут думать, мне любовник, только разве важно это?
 
Так и надо жить поэту, как сказал поэт поэту.
Как чернело на закате, выгибалось по кювету,
как стемнело, я не помню, как мело меня по свету.
 
Чайки метят на МакДональдс -
значит, где-то рядом море.
Я на юг наверно еду, но застряну в Балтиморе.
Потеряюсь на неделю, то-то будет людям горе!
 
Может быть, из-за названья - так корабль идет красивый.
(А на самом деле - сухо, вон забор зарос крапивой.)
Этот город грязноватый, но зато закат красивый.
 
Ух как дворники по морю быстро-быстро заходили,
капли в лоб мне полетели - они просто обалдели.
Справа сердце, слева дверца - так текло б на Пикадилли.
 
Капли, как цыплячьи лапки, быстро-быстро - и с обрыва,
они шлепаются в стекла, словно маленькие взрывы.
Даже радио не надо, только слушать эти взрывы.
 
Так бы ехать бесконечно, только б маленькая Элла
тихо пела, ну конечно, чтобы только Элла пела,
и стоять на светофоре, и чтоб вывеска горела,
 
чтобы в зеркале, и сбоку, перекошены рубином,
вертухаи неподвижно за рулем как с карабином,
тьмою тикая карминной, выжидали по кабинам.
 
Ты-то знала, чем заплатишь, знала, как не откупиться,
ты-то знала, ты-то знала, как швырять свою свободу
до горючих слез охочим, на лицо летящим птицам.
 
 
В полседьмого навеки стемнеет.
Я вернусь в городок никакой.
Пусть он взвоет, пускай озвереет
мотоцикл за Пассаик-рекой.
 
От платформы до серой парковки
- как пойду в темноте, пустоте?
По реке города, как спиртовки,
и над ними Ничто в высоте.
 
Никого моя жизнь не спасает.
Светофоры горят из кустов.
Это тихое слово Пассаик
пострашнее татарских костров.
 
Вы рубились на темной Каяле -
нам темнее знакомы места:
тут машины весь день простояли
у восточного края моста.
 
Все же странно, что с этой горою
неподвижной - по небу лечу.
Я примерзшую дверцу открою
и холодное сердце включу.
 
14 декабря 1995
 
 
Элегия
 
Допустим, уснул -
но не видишься спящим. Повсюду,
как крошек, какого-то жадного люду.
И тот, кто тебя осуждал - и теперь осуждает,
а тот, кто тебя осаждал - и теперь осаждает
тобой опрокинутый стул.
 
Река, и по ней
проплывает лишь берег. Не сразу
поймешь расщепленную надвое фразу,
осколок, сметенный как будто под лавку
- под строчку,
но то, что наутро уже не наденешь сорочку -
вот это больней.
 
У нас карантин,
всё блудят и читают газеты.
Мне под руку лезут какие-то вырезки, где ты
не слишком похож, типографски выходишь, тревожно,
и пачкаешь пальцы, как бабочка, смотришь несложно,
обычно один.
 
Насчет новостей:
ты не знаешь, какая погода.
Погода - подобье вчерашней. Полгода
тебя не бывало, чтоб это отметить, и нету
сегодня. Одежду пустую уже потащила по свету
молва без костей.
 
Ты эти слова,
вероятно, получишь не скоро.
Я спорить ни с кем не намерена, спора
ужасней лишь истина, так же, как мертвого - спящий
один беззащитней. Правей меня первый входящий,
а я не права.
 
Я это пишу,
находясь у реки, по привычке.
Рассвет, и приятно нащупывать спички,
пока понемногу приподымается полог,
золу пошевеливать прутиком, как археолог
останки какого-то Шу.
 
На том берегу
постепенно расходится пена
тумана, сырая выходит Камена
горы, по теченью лежащей горбато, отлого,
округлого мира полна, словно счастья - эклога,
как спящий на правом боку.
 
29 июля 1996
 
 
 
Н.
 
Петр и Павел день убавил.
Светлячок летит без правил.
Кто-то умер в этот миг.
Может, это был лисенок,
может, это был лесник.
 
Я лежу в траве, так надо,
в темноте почти что сада,
надо мною ель - как ель,
у меня одна цикада,
не цикада, а свирель.
 
Кто свистит и кто стрекочет -
времени ценить не хочет,
потерять боится нить.
Он как кречет, рвет и мечет,
если чуть поторопить.
 
В полдень окна бьют тарелки,
в полночь тик-так это стрелки
тихо движутся в траве,
тише газовой горелки -
хорошо, их только две.
 
Но к рассвету их стаккато, .
пиччикато, пиццикато…
- о, не заходись, поэт.
На безмолвный виновато
смотришь снизу силуэт:
 
это ель моя, с наклоном,
нечувствительна к уронам -
тем похожа на старух,
что не внемлет метрономам.
Это абсолютный слух.
 
Говорят вам: Петр прибавил,
а убавил точно Павел.
Было медь, а вот и жесть,
а потом заря и пепел
кроме жизни-смерти есть.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2002

Выпуск: 

11