Рождество, Святки, потом Крещенье. Выходные дни, есть что посмотреть, куда пойти, где развернуться показать свою удаль, и так до Татьяниного Дня. Столько событий, столько выставок, кипит Москва! Фестиваль вертепов в храме Федора Студита, в том самом, прихожанином которого был Александр Суворов. Выставка «Дары волхвов» в галерее «Лега» на Рождественке. Каждый день идет иммерсивный спектакль «Тупейный художник» Эдуарда Боякова, изгнанного из МХАТа, во дворце на Мясницкой.
Подробнее остановимся на концерте Веры Сажиной в Музее декоративного искусства. Концерт прошёл на выставке «Открытика», приуроченной к 65-летию журнала «Декоративное искусство». С прекрасным выпуском журнала, выпущенного к 100-летию СССР, можно было познакомиться здесь же. Вера Сажина — известная в кругах музыкального авангарда и современного искусства певица, она выступала вместе с Германом Виноградовым, участвовала в перформансах по шумерской мифологии группы «Пища богов», которую создал Юрий Нечипоренко ещё в середине 90-х годов. Сейчас Вера со своей группой «Небесные землемеры» демонстрирует горловое, шаманское пение в аранжировках рока.
В Брюсовом переулке проходит новогодняя выставка-продажа в галерее Светланы Сажиной. Рядом — по адресу Брюсов переулок, дом два, дробь четырнадцать вновь заработало пространство, которое известно любителям современного искусства как галерея Брюсов-Арт https://brusovart.business.site/ Сейчас здесь располагается галерея «Снег» https://t.me/SNEG_Gallery Тут ещё один праздник — Новый Год по китайскому календарю. И этот Новый год, вместе со Старым Новым годом, мы отмечаем. Здесь выставка картин художников из Тайваня, посвященных знакам китайского календаря: мы видим кроликов, петухов, драконов… Посредством них художники постарались донести до нас и свои представления о вселенной. В Национальном Музее Изящных Искусств Тайваня ежегодно проводится конкурс, в основе которого лежит изображение животного, символизирующего наступающий год. 12 лет чередования знаков животных и 5 цветных стихий (Земля, Металл, Вода, Дерево, Огонь) формируют шестидесятилетний цикл восточного календаря, начинающийся годом Белой Металлической Крысы. К участию в конкурсе приглашаются художники, работающие в разных техниках печатной графики: ксилография, литография, шелкография, также принимаются работы, выполненные с использованием современных цифровых технологий. Конкурс проходит накануне Нового года по лунно-солнечному календарю и завершается показом работ на большой выставке в Национальном музее. Последний, недавно прошедший 33-й конкурс был посвящен Году Кролика. Этой традиции, заложенной Национальным Музеем Изящных Искусств Тайваня уже больше 30 лет.
Год Кролика. Автор Чэнь Юн-Цинь
Посетители могут увидеть лучшие работы с этого коли работы с этого конкурса. Авторы работ Чэнь Юн-Цинь (Chen Yong-Qin) и Тхен Вень-Би (Ten Wen-Pi). Это шелкографии, которые пользуются большим спросом (первый художник получил Гран-при этого конкурса, он широко известен в кругах международных специалистов печатной графики!
Петух. Автор Чэнь Юн-Цинь
Петух. Автор Тхен Вень-Би
Русскому человеку кажется, что это забавные картинки, похожие на наш лубок, только с непонятными иероглифами, сотворенный по всем правилам китайского гороскопа и с китайской фантазией. Заметим, что и у наших галерейщиков фантазии не занимать.
Александр Богатырёв предоставил пространство своей галереи Александру Филиппову, который пригласил на вернисаж людей известных — и щеголяли они чудесными нарядами: так художники Валерий и Наташа Черкашина пришли в китайских костюмах. Здесь угощали китайским чаем, и Софья Полонская рассказала о том, что год китайский нам сулит...
Юрий Нечипоренко поведал мне о том, что в театре «Школа драматического искусства» 25 января открылась выставка художников, на которой его внимание привлекли два малых цикла художников Анатолия и Нины Любавиных, условно их можно назвать «сочным» и «призрачным».
Анатолий Любавин, «У моря»
Первый цикл повествует о людях: героини его две дамы. Живность в виде вездесущих кур или ворона в клетке здесь присутствует, но главным становится другое — внимание, с которым люди на картине всматриваются в зрителя… Храм, изба и куры на одной картине, ворон и море на другой представляются символами, которые можно расшифровать зрителю, а можно и не расшифровывать — просто любоваться сочетанием цветов и входить в то состояние, которое передаёт художница.
Во втором цикле первом — насыщенность жизни, картинки художницы, кажется, даже искрят от сочетания ярких цветов. Они полны юмора, отдельные сценки деревенской жизни кажутся театральными в тех фрагментах повседневности, которая здесь преображается и становится чудесной. Свои извечные роли играют куры, петухи, козы и кошки: здесь мы видим фантасмагорию бытия в простых, казалось бы, зарисовках быта.
Нина Любавина, «Девочка с курами»
А как же мы веселимся, когда воюют наши добры молодцы? И ответ на это один. Мы с ними и в печали, и в радости, и в поражении, а, значит, и в Победе. Некуда нам бежать. И Китай, каким-то образом, оказывается нам чем-то ближе сегодня, чем современная западная культура…
С праздниками, дорогие!