Олег БУГАЕВСКИЙ. Недолгий век зомби

Саша Кругосветов. Полет саранчи. — М.: АСТ, 2023. — 960 с. — (Городская проза).

Автор этого романа не понаслышке знаком со своим героем, бизнесменом и политиком Борисом Березовским — будучи ученым и писателем, он на сломе эпох оказался в большом бизнесе и работал вместе с ним в «системе» под названием «ЛогоВАЗ». Тем не менее, когда в самом начале «Полёта саранчи» Саши Кругосветова рассказчика, возглавлявшего питерский филиал предприятия, по сюжету, пригласили на радио поговорить об опальном олигархе, он был немало удивлен. Почему именно его, ведь он даже не был другом Березовского? «Кого бы еще они могли расспросить? — поразмыслив, иронизирует гость студии. — Многочисленных жен, детей, малолеток-однодневок, приглашенных когда-то для эротического дивертисмента к завтраку увядающего олигарха? Бывших партнеров по бизнесу? Все уже было, заезженная пластинка...»

Оказалось, дело в том, что герой этой истории Сергей Турчин, готовящийся к записи на радио, был подчиненным Березовского и в какой-то степени партнером, видел шефа в разной обстановке глазами человека обыкновенного. Кроме того, правда, как нам напоминают, «вещь текучая и неуловимая», особенно в России девяностых, откуда вышли все персонажи этой драмы. То есть, многие из них этой «текучестью» пользовались, говоря не всю правду, а лишь некоторую. Плюс, конечно, обязательная казуистика, былые обиды, недоразумения и явная клевета.

Роман Саши Кругосветова — это ведь не расследование, а исследование эпохи 90-х, когда происходили подобные вещи. Неудивительно, что книга состоит из двух параллельных историй — Березовского и целого ряда ярких представителей русского авантюризма, в контекст которых этот «король интриг» и вписан. Троцкий, Азеф, Парвус — аналогии с этими фигурами логичны и объяснимы. Точнее, объясняются — в соответствующих главах про историю «революции» и участие в ней мирового (в частности, немецкого) капитала. Опять-таки, почему именно они? Автор убежден, что в каждом из этих отчаянных игроков можно усмотреть перекличку с характером и жизнью Березовского: «Все очень похоже начинали, шумели, блистали и как под копирку бесславно закончили свои шумные и блистательные карьеры». Недаром, рассказывая про историю создания своего романа, автор упоминает, что мог бы озаглавить свою книгу по-разному, и в частности — «Живые трупы», «Манкурты Золотых храмов», «Недолгий век зомби»…

Возвращаясь к хронологии нашего времени, стоит отметить, что некоторые главы, посвященные временам ЛогоВАЗа, выполнены в виде текстовых коллажей из вырезок журнальных и газетных публикаций того периода истории. Оттуда же и характеристики Березовского людьми, знавшими бизнесмена, живущими в его время, знающими контекст. «Человек эпохи раннего накопления капитала в России, отсутствия институтов, жажды власти и жажды богатства, — характеризуют они его. — Эта эпоха должна была иметь естественное воплощение в людях. Он — тот, кто больше всего грани этой эпохи в себя впитал». Хватает также «человеческого» — в оценках Березовского самого автора романа, транслируемых через главного героя: «Непонятно, как в одном человеке уживались два разных существа: умнейший, веселый, абсолютно нежадный и другой — не просто жесткий, а страшный и жестокий, который пойдет на все и сломает, если захочет, чью-то жизнь и судьбу».

Третьи из оппонентов, упомянутые в романе, были более пристрастны в своих суждениях, анализе, расследовании. Так, один из них даже обвинил Бориса Березовского в мошенничестве, отмывании денег, связях с чеченской мафией, в заказных убийствах, в том числе в организации убийства телеведущего Влада Листьева. Тот, как раскрывает подробности автор, подал в суд иск за клевету. Но даже в этом случае, когда суд олигархом бы выигран, на самом деле, речь шла об очередном соглашении. Только уже на мировом уровне — словно в истории вышеупомянутых авантюристов, «сделавших» революцию. Суд не присудил Березовскому компенсации, не вынуждал обидчика публиковать опровержение — тот отказался лишь от утверждения, что Березовский организовал убийство Влада Листьева.

С другой стороны, как опять-таки, напоминает автор, в конце девяностых не было другого человека, стоявшего столь близко ко всем трем ветвям российской власти: криминалу, бизнесу, правительству, чем Борис Березовский. А также, добавим, такого авантюриста родом из «революционной» истории, которому гибель страны принесло грандиозные доходы.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

1