Юбилей

Отгремел 90-летний юбилей Станислава Куняева, флагмана русской литературы, поэта, критика, тридцать с лишним лет возглавляющего журнал «русского сопротивления» «Наш современник».

Никто из редакторов «толстых» журналов не пришел его поздравить. Литературный раскол продолжается, а может быть, даже и подошел к окончательному разрыву. Может быть, и к лучшему. Русская литература отделилась от псевдолитературы, от литературного симулякра.

«Наш современник» в новое время опубликовал по крайней мере три важнейшие вещи, три великих произведения, которые подводят итоги 70-летия развития советской литературы и намечают новые пути. Это «Пирамида» Леонида Леонова, «Побежденные» Ирины Головкиной-Корсаковой, «Щепка» Владимира Зазубрина.

Если бы не журнал и его сотрудники, возможно, что «Пирамиду», которая писалась 60 лет, Леонид Леонов так бы и не закончил, и роман не был опубликован при жизни, а может быть, и вообще не был бы опубликован.

Так же и «Побежденные» или «Лебединая песнь». Рукопись была положена в сейф Публичной библиотеки с условием, что откроют его через 30 лет! Это был расчет на то, что через такой срок автора уже не будет в живых, а времена изменятся, и роман можно будет напечатать. Ирина Владимировна была уверена, что вскоре после ее кончины роман опубликуют. Так и случилось. Она скончалась 16 декабря 1989 года, а в 1992 году роман (его журнальный вариант) был напечатан в девяти номерах журнала «Наш современник», затем, в 1993 году, он вышел и отдельной книгой, стотысячным тиражом.

Многие считают, что «Наш современник» ренегатсвующий рупор коммунистической партии. Это клеветники. Читайте, вот как начинается роман Головкиной-Корсаковой.

«Она не могла вообразить, чтобы на мир можно было смотреть радостными глазами, чтобы можно было ожидать радостей: их не было и не могло быть с тех пор, как большевики начали проделывать свой преступный опыт над ее Родиной и разрушили все, что она любила».

Потом книгу назовут «гимном русскому народу».

А «Щепка», извлеченная из литературного небытия, поставила последнюю точку в спорах о «красном терроре». Такую литературу не только печатать, и читать невозможно. Волосы встают дыбом.

Ну, а сам Куняев закончил и опубликовал мемуары, «К предательству таинственная страсть», которые тоже подводят черту под историей советской литературы. Как основные глашатаи и пропагандисты коммунистической идеологии, секретари Союза писателей, оказались предателями, с израильскими паспортами за душой, и закончили свой путь клеветой на Россию и все русское.

А что вечер? А на вечере наша редакция сидела в первом ряду переполненного зала. Снимали происходящее на все возможные устройства. Зал был не только переполнен, но по бокам были выставлены два ряда приставных стульев. Три с лишним часа происходило действо, депутаты сменяли сенаторов, философы сменяли писателей, политологи сменяли военных аналитиков, с митрополитом пели «Царю небесный».

Выступали А. Проханов, В. Крупин, Н. Нарочницкая, С. Шаргунов, Н. Иванов, А. Сегень, А. Фурсов, А. Убогий, В. Клементьев и другие…

Митрополит Псковский и Порховский Тихон вручил С. Куняеву высший орден православной церкви, каким только может быть награжден мирянин: орден Даниила Московского Первой степени. Орден создан по старинным образцам. Кроме огромной восьмиконечной звезды с драгоценными камнями, к нему полагается перевязь через плечо. Вот в таком виде писатель и сидел перед нами все три часа. Вообще орденов, знаков самых разнообразных, на вечере было вручено неописуемое количество. Чувствовал себя юбиляр в свои 90 прекрасно, сил со временем, казалось, только прибавлялось и осталось еще на последующий шикарный банкет, на котором речи продолжались с новой силой.

Воистину в России писатель должен жить долго, чтобы за ним оставалось всегда последнее слово, чтобы каждой вещи видеть конец.

— Стасик, говорят, что тебе 90 лет, — начал свою речь А. Проханов. — Не верится.

«Многая лета», — осталось и нам пропеть в своем интернет-закоулке.

Редакция журнала «Русская жизнь»

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

12