В кинотеатре «Октябрь» завершил работу фестиваль «Лучезарный ангел»
В этом году победителем фестиваля, получившем статуэтку ангела, на этот раз не стеклянную, а металлическую, отлитую из какого-то уникального сплава, отдающего лазоревым и голубым, стал фильм режиссера Андрея Кравчука «Однажды в пустыне».
Фестиваль проходит в 19-й раз. Достаточная дистанция, чтобы набрать скорость, уверенность, стабильность. «Доброе кино» такой девиз этого фестиваля. «Доброе кино» является, «доброе кино» наступает, «доброе кино» побеждает. Раньше было понятно, что этот кинофестиваль собирает под себя самое непопулярное кино, в котором нет чернухи, порнухи, ужасов, и всяческих поклепов на нашу жизнь, героями которого становятся положительные люди, а не наркоманы, убийцы, проститутки, отбросы общества. Но постепенно, такой альтернативы перестало существовать, кино уровнялось. Режиссеров перестала привлекать идея показать «правду жизни», как она им представляется, то есть как возможно больше негатива. От этого негатива просто стало тошнить. Хотя, конечно, международные, зарубежные фестивали предпочитает получать от нас именно такое кино, именно в таком свете им интересно видеть нашу страну, ну и другие страны тоже. Негатив делался для фестивалей. Но и это постепенно наскучило Европе.
«Лучезарный ангел» постепенно принял в себя самые разнообразные фильмы. Даже те, которые вполне и по праву можно и нужно назвать чернушными. Главным все-таки оказалось качество фильмов. Не просто «доброе кино», а качественное кино, сильное кино, талантливое кино наступает и побеждает. Но главное, чтобы это было не лживое кино. И тут загвоздка.
Например, несколько лет назад гран-при получил фильм «Испытание», в котором все главные герои, мирные обитатели, заброшенного в полупустыню кишлака, гибнут во время испытания ядерной бомбы. Мало того, что впечатление от фильма остается «не доброе» а вполне негативное, но это просто прямая ложь и поклеп на испытание ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Вся округа, кончено, была эвакуирована и отвезена на безопасное расстояние. В самом Семипалатинске, по свидетельствам очевидцев, в одном каком-то доме выбило стекла, и только. Но чтобы взрывная волна сносила жилища людей, вместе с обитателями, это явная выдумка сценариста, изобличающая его дремучее невежество. Я писал про это кино, приводил свидетельства, воспоминания участников первого испытания ядерной бомбы. Посылал в журнал, «Покров», который издает учредитель кинофестиваля. Никакого ответа не получил. Увы, кино намного могущественнее, чем простая статья, опубликованная в интернете.
«Однажды в пустыне». Фильм о саперах. Из фильма вы узнаете, что такое растяжки — тронешь проволочку и «бу-бух», гироскопическая мина, мина электрическая, срабатывает по телефону, и чтобы обезвредить ее, нужно найти единственный проводок, «прозвонить» весь пучок и найти единственный верный, мина с таймером. Мина на неизвлекаемость, мина со многими взрывателями. Вы обучитесь и тому, как их обезвреживать. Мину с гироскопом трогать нельзя, она взрывается от любого движения. Мину с таймером можно обезвреживать, перерезав нужный проводок. Но как раз времени обычно и не хватает, чтобы найти единственный проводок под током. И приходится рисковать. И главный герой и другие рискуют и покрываются потом с кусачками в руке, и мы выдерживаем эти длинные паузы до взрыва, впадая в стрессовое состояние.
Кроме того, существуют «живые» мины, которыми управляют смертники. Пояса шахидов, жилеты шахидов и бронемашины шахидов. Со всем этим придется познакомиться.
За пиротехнические эффекты я бы, конечно, поставил фильму наивысший балл. Ничего подобного никогда не видел. Взрыв во весь экран, снятый с разных ракурсов, в замедленном темпе, в меняющемся темпе, снятом и с воздуха и панорамно. Экран в кинотеатре «Октябрь» в зале №1 — многометровый, метров десять шириной. И во всю эту ширь — красота! Режиссер посчитал, что нам это нужно видеть.
Самый шикарный взрыв в самом начале, после него в принципе, можно уходить, изюм вы уже получили. Взрыв заранее заминированного объекта. В данном случае какой-то водонапорной башни. Как только вокруг собирается много людей, заряд подрывают дистанционно. В данном случае, с помощью телефона, и молоденькой симпатичной девушки, в которую потом влюбляется главный сапер, то есть, главный герой. И узнав, что она предательница, вершит самосуд собственными руками. Мы видим не только сам прекрасный взрыв, но его последствия. Как людей разрывает в клочья, и как осколок отрывает ногу. Все в подробностях! Как взрывная волна несет людей на многие десятки метров и разбивает о скалы, машины, обо все, что придется. Все это режиссер не преминул нам показать, посчитав, что нам очень интересно на это смотреть, особенно на фестивале «доброго кино».
Еще мы увидим эпизод с броневиком, заряженным тоннами тротила, который ведет длиннобородый шофер смертник, чтобы подорвать какой-то очень важный технический объект. Остановить бронемашину, мчащуюся на полной скорости, практически невозможно. Пули от нее отскакивают, а гранатометчики постоянно промахиваются. И машина таки подрывает объект и с ним, множество людей.
Еще мы видим, наконец, работу робота — сапера, специальной машины, которая пропахивает апельсиновый сад, заминированный от корней, до самых макушек деревьев. Сад взлетает на воздух, вместе с апельсинами. Невероятные по красоте кадры.
Дело происходит в Сирии, во время гуманитарной операции Российских войск. Не знаю, что еще нужно показать, чтобы совершенно обесславить эту нужную операцию по укрощению фанатиков ИГИЛа. «Если в фильме есть душа, его настрой передастся и зрителю», — сказал в интервью Член Духовного экспертного совета протоиерей Константин Сопельников. Так и есть.
И все-таки не этот фильм стал главным событием фестиваля. Программа документального кино показала во всем многообразии религиозную жизнь страны. Камера заглядывала в самые недоступные места, в монашеские кельи, рассказывала о невидимой жизни современных подвижников. Приз за лучший телевизионный фильм получила лента «Заступница и утешительница» режиссера Ирины Латыниной об иконе Божьей Матери, которая уже много лет мироточит, а в какие-то дни и кровоточит. В программе полнометражных документальных фильмов победителем признан фильм режиссера Сергея Дебижева «Святой архипелаг», о жизни Соловецкого монастыря.
Гвоздем фестиваля признан вечер, посвященный 90-летию Андрея Тарковского — «Человек, который видел ангела». Это начертано на могиле нашего великого режиссера, похороненного на русском кладбище в Париже Сент-Женевьев-де-Буа. Показали документальный фильм Андрея Тарковского младшего, «Кино, как молитва».
«На 97 минут мы все были погружены в мир гения Андрея Тарковского. Мы слышали его живой голос, его фото и кинохронику с кадрами из детства, юности, рабочих моментов со съёмочных площадок. Андрей-мл. собрал, смонтировал, срежиссировал многие неизвестные аудио и кино материалы отца.
Создалось полное ощущение что сам отец пытался нам рассказать, из того мира то, что не успел и не смог при жизни. Он вёл сына при создании этого фильма». Так отзывается о фильме кинематографист Алефтина Маврина.
35 лет уже как нет с нами Андрея Тарковского и вот, через сына, пришла неожиданная весточка.
Сам режиссер не приехал на фестиваль, только прислал видео своего предисловия к фильму. Картину представил продюсер — Дмитрий Клепацкий. Фильм снимался в трех странах. Италия, Швеция, Россия. Представляю, сколько пришлось намучиться. Ведь теперь Европа, вспомнив прошлое, когда она воевала бок о бок с фашистами, решила опустить перед нами свои железные занавесы. Тем самым и показав кто на самом деле является тоталитарным государством.
Вообще совместных проектов и фильмов других государств просочилось на фестиваль довольно много. В ходе кинофестиваля зрители увидели 131 киноленту из 17 стран — России, Великобритании, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Греции, Израиля, Ирана, Италии, Казахстана, Киргизии, Ливана, Румынии, Сербии, Узбекистана, Филиппин, Франции, Швеции. В конкурсную программу вошли 93 картины, в том числе 27 дебютных работ, в четырех номинациях: полнометражное игровое кино, короткометражное кино, документальное кино, анимация. Так что наша молитва не была одинокой.