Лев АЛАБИН. Вернисажи

Кузнецкий мост кипит жизнью. Здесь вечный праздник устраивают уличные музыканты. Они сменяют друг друга, уступая друг другу место до глубокой ночи, до закрытия метро. А молодежь толпится, гуляет, танцует, и шествует от Кузнецкого, по Рождественке до Никольской, до Кремля и потом обратно по тому же маршруту, но с никогда неповторяющимися лицами, музыкантами, акробатами, вокалистами оперных театров, артистами оригинального и неподдающегося определению жанра. Это бесконечный, ежедневный праздник жизни с множеством заведений, зовущих зайти, перекусить, и опять отправиться на встречу к друзьям и приключениям.

Но сегодня мой путь на Кузнецкий, 20, где открылась выставка «Мир видимый и невидимый». Поднимаюсь на третий этаж и… войти в зал невозможно. Столько народа. Переаншлаг. Конечно, иного и быть не могло, согласно буклету, в выставке участвует почти 100 художников. Это как бы срез современного искусства. Причем, и временной срез тоже. Потому что встречаются картины 80-х и 90-х годов наряду с написанными только что. Так я удивился бледному, преступному лицу с картины «Валютчица», но оказалось, что автор написал ее как раз в 80-х, когда это было актуально и опасно. А теперь, по всей видимости, вновь становится актуальным и опасным. Покупка и продажа долларов. Здесь не только картины, написанные маслом, пастелью, акрилом и акварелью, и еще много чем пишутся ныне Картины, но тут еще скульптуры, костюмы, артефакты.

Из скульптур запомнились два раскрашенных ангела с копьями, которые идут на Содом. Скульптура так и называется: «Дорога на Содом». Очень разнообразные ассоциации вызывает эта композиция. Огонь и серу идут вылить ангелы на Содом — это наша страна в смертельной схватке. Но сколько надо огня и серы, чтобы образумить содомитов. У ангелов пронзительные очи. Лучше не попадаться им на пути. И тут к счастью встречаю Ольгу Горохову. Эта художница постоянно живет в Бельгии, иногда в Англии. Всюду у нее родня, дети, а в Москве бывает раз в два года, и встретить и поговорить с ней большая удача. У нее на выставке одна картина «Франциск Ассизский». Птицы летят в глаза на этой картине, птицы совсем скрыли из глаз самого Франциска. Птицы поражают своей роскошной, тропической расцветкой. Фантастические птицы, написаны свободными, легкими мазками, так что только догадываться можно об их истинной конфигурации. Это вовсе и не птицы, а тоже ангелы, или какие-то другие ангельские существа. Их много: престолы, начала, власти, силы…

Мы садимся в уголочке, возле стеклянных геометрических фигур, которые создает Ольга Победова. Никто не делает ничего даже близко похожего. И обсуждаем выставку. Ольге ничего не нравится. На выставке два геометриста. Мой друг Сан Сан, который много лет не устает рисовать квадратики и треугольнички, и куратор выставки — Елена Болотских. Она выставила свой цикл «Амазонки авангарда» — самые разнообразные геометрические сочетания, то агрессивные, то конфигуративные, то абстрактные, то орнаментальные. Картины разнесены по всем залам. И постоянно неожиданно натыкаешься на них. Комнатам Она тоже, как и Ольга только что из Америки, с заездом в Европу. Едут теперь окольными путями. Через Турцию, или через Прибалтику.

И говорим на эту тему, послезавтра Ольга уезжает, но сама не знает, как. Надо навестить детей. Но содомитские страны с садистской жестокостью препятствуют этому. Ничего, с нами ангелы!

Открытие. Речам нет конца. Слушают с интересом, хотя в зале яблоку негде упасть. Читают стихи, вдохновенно читают. Говорит священник и благословляет художников, творчество, выставку. «С нами Бог, разумейте языци!»

Спускаемся небольшой компанией на второй этаж, тут целая галерея разнообразных кафешек. Занимаем столик, диванчик, заказываем жареную картошку с чесноком и розмарином — всего 120 рублей. Прямо при нас ее и готовят, пекут в печи. Острое блюдо, берем к нему пива.

Оказывается, что в зверевском центре сегодня тоже вернисаж, и мы не засиживаемся, а отправляемся на Бауманскую.

В зверевском центре тоже столпотворение. И не только в залах, но и на улице. Столько народу в эту теплую осень решило стать причастным к изобразительному искусству. Рассмотреть выставку невозможно. Народа столько, что люди загораживают картины плотным строем. Рассматриваю толпу. Здесь в отличие от Кузнецкого в основном молодежь, тинэйджеры. И смотреть на них интереснее, чем на их творчество. Они сами и есть произведения. Вот девушка с двумя косами по колено, бороды по грудь. Многие переодеты в костюмы. Девушка в саване мажет ватман масляными красками. Потом она покажет перформанс — сожжет свою картину на улице под аплодисменты соратниц. И еще одно экзотическое существо в перьях и с крыльями. У нее в руках микрофон с динамиком, и она поет. Алексея Сосну окружили плотным кольцом, он здесь хозяин. Посередине всей этой пестроты огромное дерево, чтобы пройти мимо, надо низко наклонятся под его ветвями и ползти буквально на четвереньках. Вместо корней у дерева — женская ножка в ажурном чулочке. Так что можно подумать, что внутри прячется девушка. Щупаю ножку. Нет, она ненастоящая. Огибаю дерево и с другой стороны огромная лапа какого-то дракона. Говорят, что это ёлка, уже готовимся к Новому году. Выставка называется «Антология русской хтони». Хтонические боги, то есть древние боги здесь интерпретированы нетрадиционно. Это скорее антология нечисти. «Устойчивое выражение “русская хтонь” — уже собирательный образ из “тоски неизбывной”, оборотней всех мастей, заброшек, грязи нескончаемых дорог. Однако наше хтоничное вписано в мировой контекст, часто питается им, приобретая все новые визульные и смысловые формы в связи с культурными и политическими процессами».

Тут наша компания увеличивается, к нам примыкают друзья, и мы идем отмечать еще в одно замечательное место. Как хорошо, что сгинул Макдональдс. Делимся впечатлениями. Трудно нас изолировать. Хотя, может, и лучше, что нас отгородили от Содомитов, неслучайно. Мы выживем. Как выжил Лот.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

10