Серж ЧЕХЛОВ. Ундина forever

Саша Кругосветов. Вечный эскорт. — М.: АСТ, 2022. — 448 с. — (Городская проза).

Новый роман Саши Кругосветова «Вечный эскорт» вышел в серии «Городская проза», и город, а также приключения, случившиеся в нем — от России до Франции и Америки — важен в истории любви его героев. Что сказать о городском пейзаже? По крайней мере, в начале — Москва, десятые годы нашего столетия. Все стандартно, но автор — мастер своего дела, и «словно лев из цветного пенала» раскрасил урбанистические декорации. «С проводов, подобно зубам бутафорского китайского дракона, свисают длинные сосульки». Словом, «улицу Горького после войны / вы, поднатужась, представить должны», как писал еще один классик, а уж в северной столице, соответственно, и без наших усилий «Невское небо, как наседка, плотно уселось на свой насест, заслонив горизонт».

Впрочем, это поначалу перед нами и Москва, и Петербург, откуда по своим издательским делам ездит в столицу петербургский писатель Герман, а уж после — прочие города мира, в том числе, из «параллельного» французского сюжета и дальнейших поисков своей Аны главным героем. Ведь найти ундину среди сонма женщин, с которыми довелось «подружиться» во времена бурной молодости, оказалось непросто. Но герой бредит этим типом женщин, и во вкусе ему не откажешь.

Хороши также в романе описания быта, жизни, привычек — от Петербурга до Майами. Вот как описывает свои визиты (и встречи с Аной) питерский гость, влетающий в столицу на «Сапсане», словно переходя с Литейного на Тверскую, как у БГ. «К часу спускался в лобби-бар, завтракал. Ана, как правило, опаздывала и по несколько раз звонила: «Вот-вот выезжаю, скоро выезжаю, уже в пути, немного задерживаюсь, буду минут через пятнадцать». Влетала как ветер, всегда ухоженная, нарядная, стремительная и неотразимая. «Ты уже заказал мне коктейль из креветок?! Очень хорошо. Попроси еще джус: оранж пополам с морковным. Вино? Не знаю, мне на работу. Ну ладно, бокал шампанского. Девушка! — ослепительная улыбка. — Покажите винную карту, нет, не надо, у вас есть Биллекарт Салмон? Нет? Амор де Дойтц — это хар-рашо, очень хорошо, и, пожалуйста, один эспрессо. Будешь пить? Ну пригубишь у меня за встречу».

Так начинается этот сумасшедший роман, в котором и короли с капустой и королевы с горничными. «Такси яичного цвета остановилось, чуть не доехав до угла Тверской и Моховой. Машину ждали. Вальяжный господин, набросив для блезира на лицо маску брутальности, открыл дверь и помог выйти из автомобиля высокой девице скандинавской внешности, с яркой бижутерией в ушах и на запястьях, в вечернем платье и короткой сероголубой норковой шубке, накинутой на оголенные плечи. Ее и без того немалый рост увеличивали туфли с леопардовым принтом на огромных каблуках».

А вот фокус сдвигается, и вроде бы те же годы, но предчувствие нас не обманывает: временные разрывы срастутся и обнаружат связь — может быть, не причинную, но уж точно наследственную. Даже генетическую, жанровую. Ведь перед нами исторический, эротический и просто феерический роман о том, как фемины (а также ундины) правят этим миром.

А каков нейминг! Звездная мишура так и сыплется по сюжету нескончаемым дождем узнаваемых знаменитостей. Здесь и деятели советского искусства, и местные вельможи, и зарубежные гости нашей страны, упомянутые вскользь и по делу — для понимания места и времени, а также романтической составляющей романа. В истории Германа — три женщины, которых описывает герой (не считая жены), и все они — страстные натуры, некоторые из них — ундины, то бишь русалки, затягивающие в свои сети на всю жизнь, а кое-кто — просто легендарные личности. Например, Ева, дама эскорта, блестящая дива экстра-класса. «Я была в белой прозрачной рубашке, — рассказывает она герою, встреченному в фойе валютной гостиницы, — а Сандро стоял на коленях перед моей кроватью и рыдал, словно ребенок. Сколько партийных боссов и бравых военачальников стояло на коленях перед моей кроватью. Шелк, атлас и бархат неувядаемого, казалось бы, советского номенклатурного карнавала, сталинские высотки, представительские «Чайки», весь этот мир лакированного кино Герасимовых, Пырьевых, Орловых и Ладыниных...»

Но вот уже лето две тысячи тринадцатого года, и Герману после долгого перерыва в отношениях с Аной позвонил Алик Цукерман из Москвы и срывающимся голосом попросил о срочной встрече: «Это важно, очень даже важно». Мелькнула дикая мысль: «А может, она здесь, может быть, он сейчас снова увидит Анастейшу. Хотя что ей делать в мастерской Цукермана?» Стоит ли говорить, что после этого нас ждет продолжение истории любви?

А ведь есть еще в этом великолепии встроенный в тело книги роман о временах Наполеона, художнике Мане и его музе, а также о всей литературной богеме той сумасшедшей эпохи. Любовные страсти, скандалы, интриги и даже международные преступления. «Мадемуазель Викторин Мёран, известная куртизанка и любимая модель Эдуарда Мане, - гласили газетные заголовки, — подозревается в попытке покушения на жизнь прусского министра Отто фон Бисмарка». Или, скажем, репортажи того времени, когда на парижскую премьеру приходили знаменитости — Жюль Верн, Гектор Берлиоз, Гюстав Флобер, Луи Пастер, Эмиль Золя, Жорж Бизе, Шарль Бодлер, Жорж Санд, Стефан Малларме.

Логично, что судьбы героинь — возлюбленной Мане и, соответственно, Германа (Викторин и Ана) переплетаются во времени, в чем-то повторяются и перекликаются. Ану знает вся Москва, она молода, страстна, аристократична. Когда она познакомилась с Германом, ему было сорок пять, ей — тридцать два. Правда, Викторин из «французского» сюжета — двадцать три года, но она также очаровательна, красива и полностью погружена в светскую жизнь. У нее множество богатых покровителей, ее приглашают в качестве модели Дега, Тулуз-Лотрек, Том Кутюр. Она хозяйка литературного салона, который регулярно посещают братья Гонкуры, Альфонс Доде и Эмиль Золя.

В любом случае, судьбы героинь в финале их историй любви разительно схожи. Понятное дело, декаданс, упадок, забытье, как у многих звезд подобной величины. Но вот Герман, мнивший себя, между прочим, Эдуардом Мане — кем он вышел в итоге? Семью не бросил, свою Ану, правда, в Америке отыскал, но увезти не смог. А оказался он, как поймет читатель, счастливчиком — человеком, которому однажды улыбнулась судьба, подарив встречу с ундиной. А уж как распорядился он своим счастьем — дело другое. Литературное, необычное, захватывающее.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

5