Действующие персонажи:
Мать
Мальчик
Композитор
Прошловеков
Некто
Также:
Продавщица в продуктовом
Продавщица в ликёро-водочном
***
Действие I
Квартира Жутовых. Сцена разделена на три секции. Все они занавешены темно-синей тканью. Мать в затрапезном домашнем халате, с подносом, на котором взгромоздились яйца, тосты, кофейник, молочник и чашка, подходит к средней секции, за которой обнажается комната Композитора: клочья паутины, свисающие с потолка, портрет Шостаковича на стене, фортепиано, пол, усеянный белой бумагой. В комнате полнейший бардак. Возле фортепиано сидит композитор, чешет бороду, смотрит в одну точку. Ненавязчиво начинает играть «К Элоизе» Бетховена. Звук открывающейся двери прерывает музыку.
МАТЬ
Доброе утро, мой гений, я принесла поесть
Мать ставит поднос на крутящуюся табуретку.
КОМПОЗИТОР
Я чуть не издох, дожидаясь вас
МАТЬ
Так ведь каждое утро, в одно и то же время
Композитор, не слушая её и не вставая с пола, начинает судорожно поглощать пищу. Крошки хлеба и яичного желтка застревают у него в бороде, что смотрится комично. Он льёт кофе, молоко в чашку, пьет, обливая видавший виды сюртук, надетый на голое тело. Кивает. Мать всё это время стоит над ним.
МАТЬ
Как твои дела, свет мой?
КОМПОЗИТОР
Отстаньте!
МАТЬ
Как ваша соната?
Композитор локтём задевает поднос, все падает, разливается, разбивается. Слышен звук текущего ручья и бьющегося стекла.
КОМПОЗИТОР
Проклятье! Сколько раз я просил не лезть в мою кухню, когда я ем! Да и потом. Да и до…
Да и до… хм…
МАТЬ
(снимает грамоту со стены, сдувает с неё пыль)
А помнишь? Как на берегу адриатического моря, после награждения, ты такой бодрый и полный сил, делился со мной замыслом своей сонаты? Как мы с тобой ходили, ты напевал и называл меня музой.
Композитор начинает выть.
Мать начинает ходить по комнате.
МАТЬ
Я купила самое лучшее платье…
КОМПОЗИТОР
Уыыыыыыыыыыы…
МАТЬ
Я ходила, и все мужчины оглядывались. Ты был горд и уверен в себе. Столько замыслов. Соната…
КОМПОЗИТОР
Оставьте…
МАТЬ
Родился сын, и я так хотела, чтобы он пошел по твоим стопам или стал архитектором…
КОМПОЗИТОР
Уыыыыыыыыыы…
Мать начинает убирать осколки. Слышен звук хрустальных переливов, перезвонов. Комната наполняется розовым дымом.
МАТЬ
Я тебя всё также люблю и…
КОМПОЗИТОР
(переворачивает табуретку)
Уйдите! НЕ МЕ-ШАЙ-ТЕ МНЕ РА-БО-ТАТЬ !!!
(И уже более спокойно)
И скажите Мальчику, чтобы не гремел так, мешает работать.
Мать с ведром в руке и подносом в другой выходит, завешивает секцию тканью, слышен звук закрывающейся двери и беспорядочной игры на фортепиано. Мать скрывается за тканью первой секции, слышен звук ведра, поставленного на пол, подноса, брошенного в раковину, шум льющейся воды и женских всхлипов. Мать выходит уже не в затрапезном халате, а в изящном и строгом деловом костюме, в макияже. Решительной походкой она идёт к третьей секции, сдергивает ткань с нее. Сразу же раздаётся врубленная на всю композиция «Problems» группы Sex Pistols. Нам открывается комната Мальчика: белые стены, увешанные рок-плакатами, среди которых выделяется Сид Вишес и батька Махно в смушковой шапке, полки с дисками, шнур, торчащий из стены и сидящий посреди комнаты в наушниках 22-хлетний Мальчик, неистово бьющий по струнам бас-гитары и орущий «Ааааааа...».
МАТЬ
Тук-тук
МАЛЬЧИК
Ааааааааааа!!! ПРАБЛЕМС !!! ПРАБЛЕМС!!! ПОХУЙ-НАХУЙ!!!
МАТЬ
Сыно-о-ок!!!
МАЛЬЧИК
Аааааааааа!!!
Мать подходит к шнуру, торчащему из стены, и музыка резко замолкает. Некоторое время Мальчик по инерции орёт. Затем поднимает голову, почтительно встаёт.
МАЛЬЧИК
Ма, привет
МАТЬ
Опять свою хероманию устроил?
МАЛЬЧИК
Упражнения, ма
МАТЬ
Упражнения? Скажи-ка мне, что хочешь ты от жизни, какую цель ты ставишь в столь важном для принятия решений возрасте?
МАЛЬЧИК
Я хочу быть человеком искусства!!!
Вставляет шнур в стену, начинает снова долбить Sex Pistols.
Мать выдергивает шнур, и все затихает.
Мать начинает ходить по комнате, срывая плакаты со стен.
МАТЬ
Человеком искусства?
Срывает плакат.
Слышен звук сдирающихся обоев, как и во все последующие акты срывания плакатов.
МАТЬ
Человеком искусства?
Срывает плакат.
МАТЬ
(срывает плакат с Сидом Вишесом и тычет им в лицом Мальчику)
Как этот твой Сим Лифшиц?
Комкает, швыряет его.
МАЛЬЧИК
Мать, ты что делаешь? Что на тебя нашло?
МАТЬ
Даже если бы ты мог стать человеком искусства, я бы сказала: «Хватит мне одного человека искусства». Но поскольку ты им и не можешь стать, я скажу проще: «Иди — РАБОТАЙ!!!». А уж в этом я тебе помогу. Пойдёшь, сынок, работать ко мне в агентство. Читать-писать умеешь — этого довольно.
МАЛЬЧИК
Мам, у меня репетиция завтра.
МАТЬ
(торжественно)
Репетиция — отменяется!
Комната заполняется серым дымом.
Мать выходит из секции, завешивает ее тканью. Идёт за кулисы. Звучит «К Элоизе».
ЗАНАВЕС.
ДЕЙСТВИЕ II
Агентство Жутовой представляет собой четыре секции, каждая из которых завешена материями разных цветов. С первой секции, завешенной темно-синей тканью, занавес падает сам собой, обнажая рабочий кабинет Жутовой. Стены — светло-синие, на стене — большой календарь. Она сидит за столом, на котором стоит бумажный стакан с кофе и ноутбук, она в строгом темном бизнес-костюме, на лице — изящные очки в прозрачной оправе. Перед столом стоит Прошловеков.
ПРОШЛОВЕКОВ
Да как так-то, Людмила Борисовна? Сорок лет проработал, еще газетка была, с самого первого дня, Людмила Борисовна, подростком еще бегал каждый день после школы, к метранпажу, на планёрки, стенгазету поручили делать, я же вас еще практиканткой помню, как вы в 93-м пришли. А помните, как мы…
МАТЬ
(перебирая бумаги)
Павел Юрьевич, пустое, оставьте…
ПРОШЛОВЕКОВ
Приходите, значит, а у редактора, у Олега Викторовича, обед. Картошечка, огурчики, курочку, ну и эт самое…
(подмигивает)
Бутылочка. Вы, я помню, покраснели, как из монастыря к нам… Олег Викторович такой: «Дерябнешь, студенточка?». А вы засмущались. А мы с ним дерябнули. Эх, времена… Каждый номер с боем, а какие темы… Реформы, демократизация, либерализация цен эт самое, приватизация — за и против.
МАТЬ
Было, Павел Юрьевич, да прошло. На пенсию пора уже. Славно поработали — славно отдохните.
ПРОШЛОВЕКОВ
Станете и вы, Людмила Борисовна, однажды такой беспомощной и ненужной. Дадут и вам, дадут под зад однажды. Отдохните, скажут. Отдохните, Людмила Борисовна. Еще когда вы на дни рождения выпивку запретили, я почуял неладное, Людмила Борисовна. Это было знамение!!! Скоро все ухнет в корыто помойное!
МАТЬ
Павел Юрьевич…
ПРОШЛОВЕКОВ
Сначала выпивка, потом старая гвардия в трубу, потом даже страшно подумать. Потом все перемешается как на Украине ихней…
К секции подходит Мальчик, одетый в черные брюки и белую рубашку, стоит в проёме. Слышится звук «Тук-тук-тук».
МАТЬ
Войдите
МАЛЬЧИК
Здрасьте
ПРОШЛОВЕКОВ
Племя младое, незнакомое.
(надевает очки)
О, так это ж сынишка Людмилы Борисовны.
(начинает ходить вокруг Мальчика)
У, как вырос, возмужа-а-а-ал. Не женился ещё?
МАЛЬЧИК
Не-а.
ПРОШЛОВЕКОВ
А я помню, как с армии пришёл, а там я стенгазету делал, опыту набрался, так сразу на работника прессы отучился. И с Лидочкой, она стенографисткой работала, свадебку отыграли. Скромно, но так эх, не снилось вам, молодёжь. Ребята со склада притащили осетринки, балычка. Петя Волков коньяку снарядил, вина грузинского…
МАТЬ
Павел Юрьевич, ну пустое…
ПРОШЛОВЕКОВ
… а то что жизнь прошла и теперь, как псу… под хвост. А я и выть не буду! Назло!!! Живи племя младое, и ты, Людмила, живи… Сначала алкоголь, потом старую гвардию. Если такое дело, то все скоро ухнет как в сливную яму!!!
Прошловеков срывает со стены календарь и выходит.
МАЛЬЧИК
Мам
МАТЬ
Помолчи… те. Алексей Эрастович, а я для вас Людмила Александровна, зарубите себе на носу!
МАЛЬЧИК
Людмила Александровна
МАТЬ
То-то
МАЛЬЧИК
… а чего он эт самое?
МАТЬ
Павел Юрьевич страдает ностальгией по прошлому
МАЛЬЧИК
А я думал, что я как-то…
МАТЬ
Цыц!!! Работать!!!
ЗАНАВЕС.
III ДЕЙСТВИЕ
Квартира Жутовых. Сцена разделена на три секции. Все они занавешены темно-синей тканью, кроме средней, где сидит за пианино Композитор.
КОМПОЗИТОР
Кажись, пошла…
Он наигрывает «Round Midnight» Телониуса Монка…
Потом с раздражением ударяет по клавишам…
КОМПОЗИТОР
Снова не то… Людмила! Людмила!!!
Тишина.
КОМПОЗИТОР
Ушла же…
Встаёт, начинает ходить по комнате, ходит всё быстрее и быстрее. Быстрее и быстрее. Круг сужается, сужается, сужается. Он подходит к диплому, висящему на стене, рассматривает его, потом срывает, швыряет в другую часть. Начинает играть «К Элоизе», которая сменяется додекафонией. Потом наступает тишина, из которой вырываются ТРИ ПРЕКРАСНЫЕ НОТЫ. Композитор на цыпочках, чтобы не вспугнуть «музу», крадётся к пианино, садится, начинает играть, развивать тему. Он хватает нотный лист, набрасывает ноты… Звонок в дверь.
КОМПОЗИТОР
Чёрт возьми
Продолжает играть, но звонят настойчиво
КОМПОЗИТОР
Чёрт! Чёрт! Чёрт!
Встаёт, выходит из своей секции, заходит за угол. Оттуда слышится
КОМПОЗИТОР
Вы кто? Вам кого?
НЕКТО
Вас
КОМПОЗИТОР
По какому вопросу? Если что — я уроков не даю
НЕКТО
Нет-нет… вы позволите войти?
КОМПОЗИТОР
Я работаю между прочим!
НЕКТО
(спокойно)
Я — тоже
Входит изящная леди в черном плаще, с черным корсетом, в черном макияже, в тёмных очках.
КОМПОЗИТОР
Вы из этих, да? Готы которые... Вы к Мальчику?
НЕКТО
О, нет-нет, к мальчику рановато
КОМПОЗИТОР
Простите?
НЕКТО
Я — к вам
КОМПОЗИТОР
Если вы из налоговой, то я исправно плачу из… из отчислений, которые полагаются мне за…
НЕКТО
(смахивая пыль с пианино)
О, нет, нет… Скажите, а Реквием ваш уже готов?
КОМПОЗИТОР
Что? Какой? Реквием?
НЕКТО
Ну, opus magnum
КОМПОЗИТОР
Соната! Соната! Я сочиняю со-на-ту!
НЕКТО
Десять лет, три месяца, неделя и два дня.
КОМПОЗИТОР
Кто вы?
Некто начинает ходить по комнате…
НЕКТО
А дипломчик напрасно выбросили
Поднимает диплом, смахивает с него пыль. Ставит на пианино
НЕКТО
Юноше не помешает повод гордиться вами.
КОМПОЗИТОР
Мальчику? Кто вы?
НЕКТО
Я — решение всех проблем. Конечное
КОМПОЗИТОР
Я не понимаю, простите
НЕКТО
Помните самое счастливое мгновение вашей жизни?
КОМПОЗИТОР
Вы можете покинуть помещение? Я буду вынужден вызвать полицию
НЕКТО
(зевая)
Ах, боже ж мой… Да могу-могу, но, милый мой, наш с тобой союз разорвать не в силах никто. И напрасно ты делаешь вид, что не знаешь меня.
Некто снимает очки.
КОМПОЗИТОР
Кто вы?
НЕКТО
(понемногу приходит в ярость)
Я начинаю сочувствовать твоей жене, ты такой тупой…
Некто подходит к зеркалу.
НЕКТО
Хотя, тогда на мне был загар. На Адриатическом море-то.
КОМПОЗИТОР
Не понимаю
НЕКТО
(словно цитирует)
«Ах, Люда, только помыслить — написать для вечности произведение, так и умирать не страшно, Люда…». Так, касатик? Или Альцгеймер вступил в свои права?
КОМПОЗИТОР
Ну, говорил, но… кто вы?
НЕКТО
Уже не смешно. Я хочу знать, когда ты закончишь свою сонату?
КОМПОЗИТОР
Сегодня, когда я сдвинулся с мёртвой точки, вы пришли…
НЕКТО
Наиграй
В этот момент слышно звук ключа, ковыряющегося в замочной скважине. Мимо секции Композитора проходит Мальчик.
МАЛЬЧИК
Здравствуйте
КОМПОЗИТОР
(на автомате)
Иди отсюда, Мальчик, не мешай
Композитор садится за пианино, начинает играть.
МАЛЬЧИК
Я между прочим не Мальчик, а рабочий человек
Мальчик заходит в свою секцию/комнату и вставляет в розетку вилку. Начинает лупить Sex Pistols.
НЕКТО
Однако…
КОМПОЗИТОР
(морщась и бросая играть)
Мальчику нравятся ритмические конвульсии гуннов…
НЕКТО
Знаете, я помню-помню… Он был… Тысяча девятьсот семьдесят девятый… было холодно, второе февраля, если не ошибаюсь. Юноше Сиду было не больше, чем вашему Мальчику, но он очень часто меня звал — по поводу и без повода. Это сущее наказание. Это какой-то Изидор Дюкас…
Композитор начинает ходить по комнате, будто что-то осознавая. Он подходит к портрету Шостаковича.
КОМПОЗИТОР
Позвольте, вы и его знаете?
Некто подходит к портрету, достаёт из нагрудной кармана лупу.
НЕКТО
Позвольте… Да-да. Ну, надо сказать, пожил, как три Сида Вишеса. Меня без повода не дергал, много написал. Но умирал, признаюсь, мучительно…
КОМПОЗИТОР
У меня еще есть время?
НЕКТО
Время есть даже у того, кто завтра попадёт под поезд. Мне печально за вас, что вы так бездарно его транжирите. Если вы напишете свою сонату, я прощу вас на первый раз… Мне понравилось начало…
Некто оставляет оцепеневшего Композитора и заходит в комнату к Мальчику. Тот вовсю рубится под Beat on the brat группы Ramones и дёргает струны своей бас-гитары. Некто улыбается, начинает танцевать. Мальчик оборачивается, делает музыку потише.
МАЛЬЧИК
Вы классно это делаете. А что вы умеете ещё?
НЕКТО
(с грустью)
В сущности — ничего, кроме…
МАЛЬЧИК
Вы здорово танцуете! Давайте сделаем группу. Вы будете танцевать, у вас классный прикид!
НЕКТО
(с грустью)
Если когда-нибудь меня отправят на пенсию, что вряд ли…
МАЛЬЧИК
У вас же бывает свободное время?
НЕКТО
(чуть не плача)
Нет…
МАЛЬЧИК
Так увольняйтесь
НЕКТО
К несчастью, это невозможно
МАЛЬЧИК
Тогда…
НЕКТО
Мальчик, помолчи. Лёша, ты же Лёша?
МАЛЬЧИК
(удивлённо)
Да. Вам он сказал?
(показывает на комнату Композитора)
НЕКТО
Нет. Не трать, Алёша, время понапрасну. Я заклинаю: сегодня же запиши альбом!
Некто выходит из комнаты, где воцарилась тишина.
ЗАНАВЕС.
ДЕЙСТВИЕ IV
Снова три секции. Все раскрыты. В первой — прилавок и продукты. Там Мать набивает сумку продуктами и расплачивается на кассе. Во второй — ликёро-водочный отдел, заставленный бутылками. В третьей — лавочка, на которой сидит Прошловеков. Он пьёт водку из горла.
ПРОШЛОВЕКОВ
Вот и закончился век
Мимо проходит Мать, удивленно на него смотрит.
МАТЬ
Прошловеков, ты?
ПРОШЛОВЕКОВ
Уйдите, госпожа, не отвлекайте от духовных порывов
МАТЬ
Прошловеков, уймитесь. У вас пенсия, вы можете теперь делать всё, что захотите
ПРОШЛОВЕКОВ
Всю жизнь, всю жизнь… Стенгазета, работник печати, свадьба. Я видел Фиделя Кастро, Я брал интервью у Майи Плисецкой, я застал крушение Советского Союза, я был сторонником демократизации, я же в ней разочаровался…
Играет песня Умки «Мы — люди прошлого века».
МАТЬ
Всё имеет начало и всё имеет конец.
Подходит Некто.
НЕКТО
Это вы точно подметили.
МАТЬ и ПРОШЛОВЕКОВ
(в один голос)
А вы кто?
НЕКТО
Я ваш самый близкий друг, я лекарство от боли. Вы, гражданочка, идите домой — к мужу и сыну. А с вами, сударь, э-э, Прошловеков, я бы еще пообщался. Как вы говорите — «Духовные порывы»? Забавно-забавно…
МАТЬ
(удивленно)
А откуда вы знаете про мужа и про сына?
НЕКТО
Я, скажем так, имел счастье заняться разделить духовные порывы с ними.
МАТЬ
(бросается в бег)
Если с ними что-нибудь…
НЕКТО
Гражданочка, не мутите воду. Мы ещё увидимся, и вам будет стыдно. А мне бы не хотелось, чтобы вам было стыдно.
Мать убегает.
Некто садится рядом с Прошловековым.
НЕКТО
(закуривает)
Завещание готово?
ПРОШЛОВЕКОВ
Вы о чем?
НЕКТО
Ладно-ладно… Дайте-ка лучше водчонки хлебнуть. Вынимает бутылку из рук опешившего Прошловекова.
НЕКТО
Вот и очередной век надкушен на четвертину.
Некто возвращает бутылку Прошловекову.
НЕКТО
Скажите, товарищ Прошловеков, у вас еще остались планы на жизнь?
ПРОШЛОВЕКОВ
Я хотел бы… хотел бы… Хотя, знаете ли, идей никаких и нету. В дом престарелых не хочу.
НЕКТО
Зато у меня есть идея. И дом престарелых не нужен. Пойдёмте-ка со мной, товарищ Прошловеков, я дурного вам не сделаю. Он берёт под руку Прошловекова, и они скрываются за углом.
Играет «Lacrimosa» Моцарта.
ЗАНАВЕС.
ДЕЙСТВИЕ V
Квартира Жуговых. Сцена разделена на три секции. Все они занавешены темно-синей тканью. Мать в затрапезном домашнем халате, с подносом, на котором взгромоздились яйца, тосты, кофейник, молочник и чашка, подходит к средней секции, за которой обнажается комната Композитора.
Там чисто, прибрано, диплом висит на своём месте, как и портрет Шостаковича.
Мать заходит в комнату, ставит поднос. Композитор встаёт.
КОМПОЗИТОР
Люда, Людочка! Я написал!!!
МАТЬ
Сонату?
КОМПОЗИТОР
Да, дорогая!!!
Хватает её и начинает кружить в счастливом вальсе её по комнате.
МАТЬ
Ты покушай-покушай. Давно я тебя таким не видела.
КОМПОЗИТОР
Люда, Людочка, поехали на Адриатическое море. Я продам Сонату театру, я продам её в кино. Ты возьмёшь отпуск. Хватит нам работать, Людочка, надо ловить момент, как говорили римляне Carpe diem !!!
У Матери звонит телефон. Она внимательно слушает.
МАТЬ
Да, да… Я поняла… как же так…
Кладёт трубку.
КОМПОЗИТОР
Что такое?
МАТЬ
Прошловеков умер… Он работал у нас. Говорят, во сне прямо… Эх, был человек и нет человека. Да, дорогой, надо брать отпуск.
Мать заходит в комнату к Мальчику
МАТЬ
Лёша, мы с папой уезжаем в отпуск. Ты остаёшься за главного. На работе мой заместитель будет, думаю, вы найдёте общий язык.
МАЛЬЧИК
Мам, мне кажется, я влюбился. Она такая вся в черном и умная. Я пишу для неё музыку
МАТЬ
(рассеянно)
Любовь — прекрасное чувство. Главное — не разменивать его на что попало.
Выходит из комнаты.
Мальчик включает «Temple of Love» группы Sisters of Mercy.
ЗАНАВЕС.
2021
9