Алексей Виноградов, Юрий Нечипоренко. ОГОНЬ С БОЖЕДОМКИ. Московское детство Федора Достоевского. "Август", 2020.
Выступая на одной из презентаций книги Юрия Нечипоренко о детстве Пушкина, я сказал, что книга хороша, однако из нее нельзя никак понять, отчего же этот милый мальчуган вырос в гениального поэта. Не знаю, обратил ли автор внимание на мои слова, но совместная его книга с Алексеем Виноградовым "Огонь с Божедомки" выглядит именно как объяснение того, что же сделало московского мальчика Федю Достоевского всемирно прославленным выразителем внутренних комплексов, которого Зигмунд Фрейд назвал автором величайшего во всей литературе романа (т.е. "Братьев Карамазовых").
Правда, авторы не выстраивают прямых соответствий между детскими впечатлениями Достоевского и его произведениями, предоставляя юному читателю, коему, по преимуществу, предназначена книга, самому впоследствии разобраться, говоря словами Давида Самойлова,
"Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!".
Но мы именно в этих соответствиях видим для себя главный интерес.
Они и заставляют заиграть новым светом сведения о детских годах великого писателя.
Вот авторы пишут: "Больница, кладбище, и здесь же женские училища ..., где из девочек воспитывали лучших в Москве невест, — такое соседство было у Достоевского с детства".
Ну чем вам не объяснение всего "Идиота"?
Пройдем далее по названиям главок книги Виноградова и Нечипоренко.
"Священные истории и романы ужасов". Это о детском чтении Достоевского.
И тут в точку. "Преступление и наказание" и "Идиот" — это именно соединение евангельских мотивов с бульварными детективами и романами ужасов.
А вот главка "Тень отца". Недаром Достоевский пришелся так по вкусу Фрейду. Вполне убедительно выглядят доводы в пользу того, что знаменитый Эдипов комплекс был сформулирован, во многом, благодаря знакомству Фрейда с "Братьями Карамазовыми". В статье "Достоевский и отцеубийство" (1928) Фрейд приводит доказательства существования Эдипова комплекса у самого Достоевского. Заметим, однако, что в наше время учение Фрейда уже не считается непогрешимой истиной. В частности, глубинную причину конфликта отца и сына теперь достаточно убедительно связывают не с подсознательным стремлением сына к отцеубийству, а, наоборот, с ревностью отца к молодости и энергии сына, с которым отцу изменяет сама жизнь. Однако отношения Достоевского с отцом, несомненно, один из ключей к истории появления "Братьев Карамазовых". Отец Достоевского был человеком непростым, но авторы уместно, на мой взгляд, подчеркивают сочувствие Федора Михайловича к своему отцу.
Отношения Достоевского с отцом тесно переплетаются с социальными мотивами, с обстоятельствами, так сказать, экономической жизни семьи Достоевских.
Названия соответствующих главок: "Благие дела для бедных", "Казенная квартира", "Деревня с мужиками". Это, конечно, общее место: социальные конфликты окружавшей мальчика Федю жизни взорвались Октябрьской революцией, а писатель Достоевский чувствовал приближение бури и отразил его в своих романах, в частности, в "Бесах". Но авторы, говоря о детстве Достоевского, расшифровывают это сухое понятие — "социальные конфликты" — переводя его в сферу испытанных Федей Достоевским эмоций.
Последняя главка называется "В путь!" К драматическим обстоятельствам, повлиявшими на писателя, несомненно, следует отнести
переезд после смерти матери шестнадцатилетнего Федора из родной Москвы в столичный Петербург. Недаром описания Петербурга в "Преступлении и наказании" можно назвать преследующими Раскольникова кошмарами наяву.
Все, о чем мы говорили выше, можно обозначить названием еще одной главки: "Детские страхи". Однако тех страхов и конфликтов, о которых повествует книга Виноградова и Нечипоренко, может, что и достаточно для того, чтобы из ребенка вырос революционер. Но не бывает писателя без острого ощущения радости жизни. Главка "Бесчисленное множество поцелуев" — о матери поэта. Думаю, можно не расшифровывать. Пишут авторы и о большой — с восемью детьми - семье Достоевских, и о гостеприимной московской родне. Главка "Сосед Пушкина" — об увлечении Феди и произведениями Пушкина, и связанными с жизнью Пушкина местами Москвы, среди которых, собственно, и подрастал Достоевский.
Этих радостных моментов в книге присутствует не так много, но хорошо, что они есть. Иначе, повторим, генеалогию писателя нам не понять.
В целом, на мой взгляд, уж эта-то книга Виноградова и Нечипоренко содержательно отвечает на вопрос — откуда берется великий писатель. И с писательским мастерством вкладывает этот имеющий отношение не к одному лишь писательству вопрос в голову юному, да и не только юному, читателю.