| Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. |
Наутро после просмотра фильма Зобина «Среди тысячи дорог» (1983) мне вдруг стрельнуло в голову, почему фильм так называется. — Из-за строк Высоцкого:
| среди непройденных дорог одна — моя. |
А смотреть этот фильм я стал потому, что на канале «Ностальгия» увидел самый конец его. Странный. — Любящая парня девушка, отказывается идти за него замуж, лететь с ним в Дели, куда он назначен собственным корреспондентом, а он за два месяца перед этим отказывается от её предложения прожить эти два месяца друг с другом и только друг для друга.
Впечатление, что Зобин своей Вероникой говорит, своя дорога в социуме — это самое ценное в жизни. Даже у женщины. И если эта своя не совпадает с женской стороной личности, то последней надо жертвовать. Поучение, мол, такое.
Заметили? Я говорю «мол» и «впечатление». То есть я увидел ЧТО-ТО за этими «мол» и «впечатление».
И это ЧТО-ТО проводится в условиях наибольшего сопротивления — среди журналистов, очень мотивированных на личный успех.
Если вдуматься, личные успехи Вероники и Сергея принципиально разные. В них противостоят друг другу российский и западный менталитеты. В 1983 году! Не социализм (так называемый) и коммунизм, а менталитеты.
Вот какие разные материалы они привезли из одной и той же командировки:
«Магнитофонная запись.
— Вас, Оксана, послушаешь, так выходит, все люди просто замечательные.
— Почему же все? В прошлом году приехал к нам инженер из сельхозтехники. Водопровод начал строить. Долго торговался с директором, чтоб ему подкинули. Получил аванс. А мои девчата. Как носили воду вёдрами, так по сей день и носят. А что думаю, ведь у него, наверное, дети есть. И он каждый день молочко им в магазине покупает. — как же ему не совестно перед детьми.
— А вы не помните фамилию этого инженера?
— Да зачем? Может, он нашу передачу услышит.
— Мало вероятно, что услышит нашу передачу инженер Сергеев и поспешит в совхоз выполнять взятые обязательства. Поэтому я обращаюсь к руководителям сельхозтехники: долго ли вы намерены мириться с фактами очковтирательства, рвачества, недобросовестности».
Оставим в стороне, что очковтирательство не могло состояться без участия директора, который подписал акт приёмки водопровода, рядом с подписью сдавшего, мол, водопровод Сергеева, который промолчал, что деньги, списанные на строительство на самом деле перешли в карман директора. И тот вряд ли показывал этот акт корреспонденту Сергею Митину, у которого в служебном задании командировки указан «любопытный человечище», муж этой Оксаны, какой-то героический поступок совершивший и лишившийся ног. Но оставим в стороне эту накладку.
Что записала Вероника?
«— Скажите, Оксана, вот эти ваши рисунки… пальмы, ворота… Вы кому-нибудь их показывали?
— Да что вы! Ворота как ворота. Вот к нам другие приезжали, всё про Павла расспрашивали. А вы — как я рисую. Чудно.
- Простите. У вас тяжёлая работа и с мужем несчастье. А вы такая весёлая, обаятельная.
— Когда привезли его домой, я такая счастливая была. Достала я краски и нарисовала голубую пальму. Ты видела. Я счастливая».
Оба не по служебному заданию работали. Но оставим и это. И что засчитано обоим выполнение задания.
Чем отличаются репортажи? — Первый — за работизм, второй — за внеработу, так сказать.
Какой российский менталитет? — Словами укороченной мною цитаты из Феофана Затворника: «Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца». Труд, как первая потребность человека при коммунизме, к которому, мол, идут советские люди в 1983 году — это была ложь. Это был результат догматического окостенения марксизма, превратившего марксизм где-то в свою противоположность. О каком труде как первой потребности можно говорить, когда при коммунизме работать будут роботы?!
Лжесоциализм, который был в СССР, ложным был ещё и потому, что не предполагал перспективы в будущем основного занятия людей не работой, а неработой. Это подсознание Зобина чувствует и обеспечивает прорывы подсознательного идеала (настоящего социализма) в виде такой странности, как невыполнение и Сергеем и, главное, Вероникой своего командировочного задания. Ну и квалифицирование этого невыполнения выполнением. — Не в том даже для подсознания Зобина противостояние Сергея и Вероники, что это противостояние менталитетов достижительности с бытийностью (недостижительностью), а это противостояние лжесоциализма настоящему социализму.
Огромная глубина! И потому так не остроконфликтен и даже нежизнен фильм. Ну как поверить, что любящий женщину мужчина отказывает ей пожить с нею два месяца, забыв обо всём на свете. Как можно поверить, что любящая мужчину женщина откажется от своей карьеры ради карьеры мужа. — Нет, ну мыслимо, но как-то… Так не бывает.
Соответственно, это не реалистический фильм, а фильм-мечта, к тому ж ещё и неосознаваемая. А осознаваем он автором как поучение в работизме. Что скучно, если не углубиться.
Но и без всяких углублений и рассуждений в каждом кусочке глубина эта как-то чуется, отчего я и насторожился, застав в телевизоре маленький кусочек в самом конце. Понятен и эпиграф. Человеку обрыдли эти сериалы всё с хорошими концами и деловыми серединами.
8 мая 2020 г.