Виктор ВЛАСОВ. Правительство не знает о писателях?

Моей бабушке много лет — 78. Она до сих пор интересуется творчеством писателей и новостями СМИ. Кормит ораву собак, разгуливающих в дачном кооперативе «Путеец — 1», планирует снести старую баню, а построить новую, как у родственников в Пермском крае. Мечтает о том, что я стану представительным человеком, способным привлечь достойное внимание, увлечь окружающих и оставить запоминающийся след.

— Что ни новость или шоу — сплошной эпатаж, — сетует она, собираясь на огород. — Какие вещи раньше высказывали люди, что писали и пропагандировали. А толстые журналы, «строители умов», расходились гигантскими тиражами — писатели наставляли народ, как мудрые старцы. Где теперь встретишь правильную мысль? В монастыре что ли?

Давно упали тиражи «строителей мысли», а на экран телевизора следует смотреть через фильтр. «Юность», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда», «Знамя»… молодёжь-то знает о существовании этих великих «миров» прошлого?

— Ромчик, слышал о журнале «Юность»? — выясняю практически у самого эрудированного семиклассника в школе. — Там печатался наш омский большой писатель Александр Плетнёв. Не вспомнишь советскую классику для детей? Там Лев Трутнев выходил.

— Не припомню, Виктор Витальевич, а по поводу омских писателей… — хмурит лоб Роман. — Помню на стенде рекламу фантастического фильма «Меченосец», на улице Маршала Жукова, я слышал, снят по роману какого-то нашего фантаста. Не помню имя автора, а фильм тоже не смотрел — друзья сказали, что ерунда полная, лучше следить за новинками Голливуда.

Вот уж кто не скупится на рекламу родной кино-продукции — обитатели «Страны грёз» и Америка в целом.

— Ромчик, как думаешь, почему молодёжь не читает родных омских писателей? — ставлю вопрос ребром, как говорится.

— Потому что не знает о них, Виктор Витальевич, — разводит руками парень. — Кому нужно специально искать в интернете творчество именно омских авторов? Конечно, если зададут в рамках программы, заставят написать с кем-то из них интервью — поищем, куда деваться.

Недавно ко мне подходит девятиклассница Даша и просит ответить на несколько вопросов. Она делает исследовательскую работу (групповой проект), один из пунктов плана состоит в том, чтобы расспросить писателя, почему молодёжь не читает бумажную литературу. Даша смело спрашивает:

— Почему правительство не осведомляется о родных писателях?

Секунды три я не знаю, что ответить — гляжу на неё с интересом, изучая, как пришельца, пытаюсь понять: шутит ли она.

— Дашуня! — наконец выдыхаю. — Потому что правительство должно применить некую систему по отношению к читателям и писателям, согласна? Построить им взаимовыгодные отношения. Хитрить и обманывать не нужно — следует лишь начать финансировать проекты писателей и платить им за труды. Моему литературному наставнику почти восемьдесят лет, Трегубову Николаю Михайловичу. А поэтический сборник у него вышел за счёт Министерства культуры лишь года три назад. В Союзе писателей России он состоит давно.

— То есть все предыдущие книги с рецензиями коллег по перу, известных литературных деятелей, он выпустил за свои кровные?

— Да, то есть двадцатую книгу стихов он издал не за свой счёт. Тираж был указан 500, хотя на руки выдали только 200. И сама книга тоненькая. Благо, что Минкульт ещё так помогает в конце жизни…

Почему Даша пришла именно ко мне — неужели в Омске нет писателей серьёзнее меня, круче по слогу и образности? Во-первых, потому что девочка подписана на меня «Вконтакте», читала мои заметки в США «По ту сторону неба» и цикл рассказов «Третий в команде». А во-вторых, я печатал свои труды на блоге портала общероссийского молодёжного журнала «Наша молодёжь». Как это ни странно звучит, но молодые люди не желают связывать себя со старинными предшественниками в любом виде. Если вы что-то творите, претендуя на оригинальность и массовость, если вы требуете просмотры, оценку и комментарии, то ваша работа должна быть на красивом и посещаемом ресурсе, связанным с молодёжью, с веянием не прошлого века. Слова-понятия «прогресс» и «цивилизация» — это синонимы в нынешнем обществе и мировосприятии, так почему продвинутая молодёжь, образно говоря, должна оставаться в пространстве «ледникового периода». Старенький многосерийный мультфильм «Ледниковый период» ещё можно пересмотреть сколько угодно, а вот испытать, например, чувства Ф.М. Достоевского на эшафоте — лучше лишь в повести Т.В. Жариковой «Путь на эшафот».

По какой системе или схеме должен идти обмен энергией между читателем и писателем? Как правительству вернуть былую связь культурного представления об авторе и его детищах? Как уравновесить шансы писателя быть прочитанным, а читателя — вовремя найти необходимый информационный ресурс?

Писателей у нас (не только в Омске) развелось столько, что трудно понять: кого попросту читать. Мы дошли до того, что каждый пишущий — уже писатель или поэт. А если у него значится литературная премия и несколько дипломов, связанных с конкурсами, он вообще величайший творец и не читать его нельзя. Тем не менее, Омск насчитывает примерно тысячу печатающихся авторов, причём пишущих из них добротно — около тридцати. В это меньшинство, конечно, входят представители творческих союзов. Из возрастных авторов я назову Юрия Перминова, Владимира Балачана, Николая Трегубова, Николая Березовского, Татьяну Четверикову, Льва Трутнева. Из молодых: себя, Игоря Федоровского, Андрея Козырева, Ивана Тарана, Александра Тихонова, например. Но и знание этой статистики и фамилий ничего не даёт, согласитесь? Как юнец-Ромчик не читал омских великих писателей, так и через много лет не обратится к ним. Про меня, надеюсь, не забудет, поскольку я у него учитель английского и немецкого языка, простите за надоедливость, но теперь без этого писателю нельзя. Простите.

Число писателей необходимо сократить, выявив из них настоящих — востребованных, читаемых. Заняться этим сокращением следует официальным инстанциям. С учётом качества публикаций и выпущенных книг. Конечно, писателям нужно дать шанс активизироваться, настроившись на работу по-новому. Необходимо поработать с местными СМИ, дополнив их, добавив ссылки на страницы действующих писателей. Как узнать, какой автор «смеет» называться писателем? Кто добротно и регулярно пишет, вызывая интерес читателей. Нужно изучить комментарии на сайте, количество просмотров, обратить внимание на профессиональность рецензий и степень значимости рецензента, оценить душевность отзывов. И последнее, что необходимо сделать… начать платить этим авторам хотя бы минимально. Начать с трёхсот рублей за полторы-две страницы полноценного художественного или публицистического текста 12 шрифтом. Триста рублей, как высказывается знакомый журналист Дмитрий Карин, это минимальная затрата для среднестатистического человека (весом до 80 кг) на завтрак или ужин. То есть потребляемая порция творога или молочного овсяного киселя* (примерно 100 руб.), плюс ржаной хлеб со «спредом» из помидорины или говяжьего паштета (тоже 150 руб.), чтобы держаться в тонусе, и пакетированный чай (около 50 руб.). Кипяток не входит в общий расчёт.

Писатели имеют разную массу тел и «объём» дарования, отсюда пойдёт и старание-усердие в работе. Любишь вкусно кушать и пожить на широкую ногу — больше пиши и меньше отвлекайся, чаще вдохновляйся полезным. Тогда писатели не просто станут заботиться о выпущенной в эфир масли, а будут помогать друг другу, договариваясь о способах привнесения интереса в круг читателей. Будут писатели обогащаться сами и обогащать читателя духовно, поддерживать нравственно. Будут милые писатели путешествовать, обзаводясь знакомствами и сектором фанатов, выступать на семинарах и лекциях, приумножать количество своих духовных чад, как толкует в интернете один известный православный священнослужитель Андрей Ткачёв — также писатель и публицист.

Исследуя портал «Культура», это недавно появившееся ответвление на сайтах Министерства культуры разных городов, почти не нахожу там публикаций местных писателей. Выставлены анонсы театрально-музыкального репертуара, c которым можно познакомиться поближе, но по выходу из карантина. Я пишу в Минкульт каждому пресс-секретарю, осведомляясь, почему на сайте нет ссылок на страницы действующих писателей. Омская сотрудница отвечает, что команда думает над этим, Новосибирск пишет, что дал ссылку на сайт журнала «Сибирские огни» и этого достаточно, а Красноярск с Ульяновском помалкивают пока что. С порталами СМИ работа идёт сложней.

— Виктор, я открыл литературный проект, где буду печатать рассказы наших писателей, необязательно членов писательских организаций, — отвечает Станислав Жоглик, редактор портала СМИ «Новый Омск», напечатавший недавно мои воспоминания о заслуженном работнике культуры РФ Александре Эрахмиэловиче Лейфере: https://newsomsk.ru/news/101534-on_govoril_tvoi_msli_skachut_kak_ispuganne_bloxi_v/

О советском писателе Александре Плетнёве: https://newsomsk.ru/news/101892-v_gostyax_u_pisatelya_pletnyova/

Отвечаю на вопрос в заголовке статьи: правительство знает о писателях, но не спешит работать над их комфортным представлением в массы. Будем напоминать этим всемогущим людям о нас, писателях, творцах культурного будущего. И глядишь, добьёмся КПД. Нам скажут «спасибо», надеюсь, когда поймут (вспомнят) важность чтения в жизни нравственного человека.

P.S.: Подумываю о том, чтобы написать петицию и начать собирать подписи в пользу писателей и оплаты публикаций в размере трёхсот рублей.   


* Кисель молочный овсяный «Медвежонок» для детей раннего возраста, обогащённый витаминами и микроэлементами, с массовой долей жирности равной 1,8%. Масса нетто 200 г.

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

5