6 ноября 2019 года умер Лев Александрович Аннинский
Критик, эссеист, преподаватель Института журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ), воспитавший за более чем 20 лет немало учеников. Человек, широко известный в литературных кругах своими книгами, публикациями, выступлениями, живо откликавшийся статьями и рецензиями на литературную современность, что, отчасти, воплотилось в рубрике «Эхо», которую он вёл в журнале «Дружба народов».
Практически каждый, знакомясь с Львом Аннинским и входя с ним в товарищеские творческие отношения, задавал вопрос о возможном родстве с поэтом Иннокентием Анненским. Лев Александрович с присущим ему юмором отвечал, что его крестьянский род не отмечен тем элитным «е», которое дано дворянскому роду Анненского. И таким ответом приглашал рассматривать себя, как сугубо самостоятельное явление в литературе.
Учитывая, что внимание Аннинского в значительной степени было обращено на современных писателей, действующих и здравствующих, его критика неизбежно включала в себя элементы наступательной доказательности, хоть не без смягчающих обоснований. Соглашаясь написать рецензию на принесённую ему книгу, критик ставил непременным условием знакомство с человеческой биографией автора, где особое внимание обращал на момент рождения и взросления — конкретное время, социальную среду, семью. Опираясь на реальные обстоятельства как на надёжную фактическую платформу, он прослеживал логику связи прошлого и настоящего, а затем вскрывал глубинный резонанс прошлого в литературном произведении. Это был его оригинальный излюбленный метод сопоставления и оценки, в связи с чем Льва Аннинского можно по праву назвать литературным аналитиком.
Лейтмотивом и характера, и творчества Льва Аннинского была эссеистика, многие его книги представляют собой систему самостоятельных фрагментов, объединённых одной темой или общей логикой композиции. Здесь порывистость, краткость, индивидуальность мнения, убедительность, вплоть до безапелляционности.
Те, кто слышал лекции Аннинского, публичные выступления, знают его характерную отрывистую речь, каждый фрагмент которой энергично интонировался как итоговый, акцентируя заложенный в нём смысл. По таким акцентным ступеням лектор вёл слушателей к завершающему постулату, в котором обрисовывал свой отчётливый личный взгляд на поднятую тему. Его выводы могли быть и парадоксальными, принуждали над ними задуматься и создать своё личное мнение. Именно здесь заложен большой созидательный потенциал работ Льва Аннинского — в запальчивом вызове на поединок, в схватке доказательств, в смелых предположениях, за которыми возможны поражения, но неизбежны и победы.